Політика

Возможна ли консолидация оппозиционных сил в Армении? Эксперты назвали условия

Предпосылок и факторов формирования серьезной оппозиции действующим властям Армении пока нет, считает политолог Армен Багдасарян. В интервью Sputnik Армения Багдасарян отметил, что даже при снижении уровня доверия граждан к властям, шансов привлечь широкие общественные слои у остальных сил нет.

В прессе появились публикации о том, что предстоящей осенью порядка 20 партий намерены консолидироваться и создать новый оппозиционный блок. Партии намерены также представить публичную повестку, т.н. “рабочий документ”, где кратко представят последовательность своих действий и политические цели.

Ранее об осенней активизации оппозиционных сил говорил и второй президент Роберт Кочарян, который в настоящее время находится под арестом. В интервью газете “Голос Армении” Кочарян сказал, что осенью процесс формирования партнерства на оппозиционном поле завершится, а политическая борьба “примет системный и масштабный характер”.

Как считает Багдасарян, отношение людей к прежним властям не изменилось, сегодня они не готовы идти ни за Республиканской партией, ни за Робертом Кочаряном.

“Да, есть вопрос формирования здоровой оппозиции, создания серьезного полюса. Но этим полюсом не могут стать бывшие власти и тем более Кочарян. У последнего нет политической команды как таковой, а все, что у него есть – это уж точно не команда”, — считает политолог.

Что касается третьих сил, среди которых есть как старые, так и новосозданные партии, то и они стать серьезным противовесом властям не могут. Речь, в частности, идет семи партиях, недавно выступивших с совместным заявлением, в котором призывали Никола Пашиняна прекратить давление на Конституционный суд. Заявление подписали партии “Свобода” (лидер – бывший премьер-министр Грант Багратян), “Национальная повестка”, “Страна абрикоса” (лидер – бывший депутат Заруи Постанджян), демократическая партия Армении (председатель – Арам Г. Саркисян), АРФ “Дашнакцутюн”, “Рамкавар Азатакан” и “Одна Армения”.

Как считает Багдасарян, поскольку мишенью их критики в основном является действующее руководство страны, то они в сознании людей ассоциируются со старой властью.

“Возможно, они сами пытаются как-то позиционировать себя в качестве нейтральных игроков, но общество так или иначе воспринимает их деятельность как попытку вернуть “старых”. Посему рассчитывать на какие-то ключевые роли во внутриполитической палитре они не могут”, — отмечает эксперт.

Он убежден, что для того, чтобы стать действенной оппозиционной силой, нужна внятная политическая и социально-экономическая программа, конкретные методы и механизмы реализации этой программы. Безусловно, политика в Армении чересчур персонифицирована, но тем не менее, необходимость программы и “дорожной карты”, отражающей запросы общества, никто не отменял.

Политтехнолог Карен Кочарян, в свою очередь, не исключает объединения оппозиционных сил, считая, что после революций всегда возникает вакуум оппозиции.

“У меня такое впечатление, что властям выгодно иметь в качестве оппозиции Роберта Кочаряна или Сержа Саргсяна. Ведь в этом случае у этой оппозиции не будет никаких шансов на серьезный успех”, — сказал Кочарян в интервью изданию.

Традиционно уровень эгоизма и нарциссизма политических деятелей в постсоветской истории Армении был всегда высок, говорят эксперты. О консолидации говорили все, но случаи реального объединения происходили очень редко, и то – незадолго до выборов. Он убежден, что если сейчас на арене появятся политики и партии нового типа, или же старые партии предстанут с новыми, свежими лицами, то шансов у них будет гораздо больше.

Источник: Sputnik

AnalitikaUA.net