Соціум

Армянская Церковь в этом году отметит Успение Пресвятой Богородицы 12 августа

церковь Святой Богородицы

До праздника Успения Пресвятой Богородицы или, как его называют в народе – Хахохорнек (праздник освящения винограда), по традиции, запрещается есть виноград – главный символ торжества. Об этом в беседе с корреспондентом Sputnik Армения сказал этнограф Хорен Григорян.

Армянская Апостольская Церковь отмечает Успение Пресвятой Богородицы в ближайшее к 15 августа воскресенье. В этом году праздник выпадает на 12 августа. В этот день, после праздничной литургии в церквях, совершается обряд освящения винограда. На праздник принято организовывать паломничества и жертвоприношения. Этот праздник – четвертый из пяти великих праздников ААЦ и самый старый из семи праздников, посвященных Святой Богородице.

“По армянским традициям, до праздника запрещалось есть виноград. В этот день его приносили в церковь, освящали, и только после этого его можно было подавать к столу”, — сказал Григорян.

По традиции, в день праздника подавали на стол фрукты, в частности, символ праздника – виноград, традиционную армянскую выпечку – гату, приносили в жертву барана и раздавали нищим. Сегодня, как утверждает этнограф, восприятие праздника немного изменилось.

“Многие считают, что, принеся в жертву животное, можно поставить галочку считать свой долг выполненным. Чтобы по-настоящему отметить праздник, нужно соблюсти все традиции”, — считает этнограф.

Он добавил, что если сегодня праздник у населения просто ассоциируется с обильным и богатым столом, то в старину все блюда носили также и обрядовый характер.
Новые традиции как часть праздника

Накануне праздника представители молодежного союза “Арарат” при Араратской патриаршей епархии во главе с духовным пастырем церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса) иерея Петроса Маляна собираются посетить роддом города Арарат. Посещение роддома в субботу вечером, перед праздником, стало уже доброй традицией.

“Мы выбираем роддом, узнаем, сколько детей родилось в этот день, и навещаем новорожденных”, — сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения председатель союза “Арарат” Татев Захарян.

В подарок каждому младенцу дают освященный крест, полотенце и буклет, в котом прописан обряд крещения.

“У нас были прецеденты, когда родители после выписки обращались к иерею Петросу, чтобы тот крестил их детей”, — сказала Захарян.

После посещения роддома все отправляются на вечернюю литургию. В воскресенье, после утренней литургии и освящения винограда, во дворах храмов устраиваются народные гулянья с национальными танцами, песнями и яствами.

Отношение армянской церкви к Богородице

“Это очень важный праздник и считается одним из главных в ААЦ”, — сказал в беседе с журналистами священник ереванской церкви Сурб Саркис Шаге Айрапетян.

Он отметил, что армянская церковь с глубоким уважением и почитанием относится к Богоматери, подчеркивая Ее чистоту, дух смирения, добродетельное поведение и преданность.

“Для армянской женщины Св. Дева – воплощение добродетельной и преданной матери, хранительницы семьи”, — сказал Айрапетян.

Он также отметил, что с этого понедельника и до субботы верующие должны соблюдать пост.
Успение Богородицы…

По преданию, Пресвятая Дева Мария после распятия Иисуса Христа жила в Иерусалиме. Она на протяжении 12 лет посещала могилу Христа и непрерывно молилась. Во время одного из таких посещений ей явился Архангел Гавриил и принес благую весть о ее успении на небеса.

Богородица сообщила эту весть родственникам и всем христианам, завещав похоронить ее в Гефсимании. Незадолго до кончины Божьей Матери все апостолы, не сговариваясь между собой, собрались вместе в ее Доме. Св. Дева завещала апостолу Иоанну отслужить Св. Литургию, чтобы в последний раз принять Св. Причастие. Пока апостолы плакали, Иоанн взял доску, отдал Богородице и попросил, чтобы та запечатлела на ней свой образ.

Богоматерь взяла доску, перекрестилась и положила на лицо, затем омочила слезами и попросила Бога, чтобы люди с помощью этой доски исцелялись от своих недугов и болезней. Конец земной жизни Св. Девы Церковь называет “сном”, а не “смертью”, дабы сделать понятным ее перемещение на небеса.

Св. Апостол Варфоломей, отсутствовавший на погребении, вернувшись в Иерусалим, пожелал в последний раз увидеть Богоматерь. Но когда апостолы отвалили камень, увидели пещеру пустой. Апостолы, чтобы утешить Варфоломея, отдали ему доску с запечатленным на ней образом Богоматери. Согласно Мовсесу Хоренци, первый просветитель Армении принес ее в Армению и поместил в местности, называемой Дарбноц (кузница) в губернии Андзевацьяц, где в дальнейшем в честь Богоматери были основаны церковь и женский монастырь.