Політика

Рубен Заргарян: Армия обороны НКР провела операцию по принуждению Азербайджана к миру

Рубен Заргарян

AnalitikaUA.net. «В 1991г. Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) после референдума о независимости, проведенного в полном соответствии с нормами международного права и законодательства СССР, подверглась широкомасштабной террористической агрессии со стороны Азербайджана. Вместо незамедлительного признания независимости НКР, как того требовал Устав ООН и основополагающие международно-правовые акты, Азербайджан начал войну против НКР», – говорится в статье кандидата исторических наук Рубена Заргаряна, опубликованной на сайте ИА «REX».

Автор отмечает, что позиция России в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта была последовательной: прекращение войны 1991-1994гг. и недопущение новой войны. «Азербайджанское руководство совершило преступления против мира и человечности, такие как планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, убийства и истребление гражданского населения, этнические чистки на оккупированных землях Нагорного Карабаха, убийство и жестокое обращение с военнопленными, умышленное разрушение городов и деревень», – говорится в статье.

Автор отмечает, что при массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. Госсекретарь Азербайджанской Республики Лала Шовкат Гаджиева признается: «Свыше ста дней мы ежедневно бомбили Степанакерт, но армяне не покинули свои дома». (Азербайджанское государственное телевидение. 24.07.1994 г.) С ноября 1991 г. по май 1994 г. только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более 2000 артиллерийских снарядов, 180 шариковых бомб, около 100 пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе 8 вакуумных.

В статье приводятся данные за три дня с 19 по 22 февраля 1992 г.: в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московская писательница Инесса Буркова 23 февраля 1992 г. направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок “Град”. Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить».
Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР, подчеркивает автор.

В публикации отмечается, что Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все договоренности и соглашения о прекращении военных действий, достигнутые при посредничестве России: в январе 1993 г., в июне 1993 г., в июле 1993 г. При содействии России 18 августа 1993 г. Нагорный Карабах и Азербайджан прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал перемирие. Президент Азербайджана Гейдар Алиев тогда же публично признал, что азербайджанские войска не раз нарушали прекращение огня. В конце 1993 г. было согласовано прекращение огня с 17 декабря, но и оно было вскоре нарушено Азербайджаном.

«Азербайджан целенаправленно нарушил четыре резолюции Совета Безопасности ООН № 822 (1993) от 30 апреля 1993 г., № 853 (1993) от 29 июля 1993 г., № 874 (1993) от 14 октября 1993 г., № 884 (1993) от 12 ноября 1993 г. Эти резолюции преследовали ключевую цель – прекращение военных действий. Но агрессия Азербайджана была остановлена под воздействием иного фактора – поражения Азербайджана», – сказано в публикации.

Глава российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху с апреля 1992 г. по сентябрь 1996 г., сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров свидетельствует: «Мирных инициатив от России и МГ ОБСЕ было около 20, но лишь иногда Азербайджанская Республика брала передышку, более 2 лет уходила от полного прекращения огня или срывала договорённости, тщась решить конфликт силой. Явная переоценка своих сил. Явное игнорирование ключевого требования Совета Безопасности ООН незамедлительно прекратить военные действия и враждебные акты. Зимой 1993-94 гг. уже в нарушение четырёх его резолюций Азербайджан перешёл в наступление на разных фронтах, вызвав самые ожесточённые бои и самые большие потери в ходе войны».

В конце 1993 – начале 1994 гг. азербайджанская армия, доукомплектованная афганскими моджахедами (полторы тысячи) и наемниками из других стран, предприняла еще ряд наступлений по всей линии азербайджано-карабахского фронта. Руководство Азербайджана, в очередной раз, поправ соглашение о прекращении огня, посреднические усилия России, нормы международного права, да и просто здравый смысл сделало ставку на военную силу.

Владимир Казимиров вспоминает: «В итоге Азербайджан пошёл на прекращение огня с 12 мая 1994 г. вовсе не ради выполнения резолюций СБ ООН, которые более года упорно игнорировал (от последней резолюции 884 уже прошло тогда полгода), а в результате военных неудач, поставивших его руководство на грань коллапса – полного поражения и потери власти. Характерно, что на сей раз официальный Баку впервые сам добивался прекращения огня и не ставил предварительных условий (хотя оппозиция ещё хотела продолжать бойню)».

Как сказано в статье, по оценке военных экспертов, азербайджанская армия стояла на грани полной катастрофы, утраты бакинской администрацией половины контролируемых территорий, выхода Армии обороны НКР на востоке к реке Кура и на севере к границе с Россией и Грузией.

Ранее руководство Азербайджана фактически признало Нагорно-Карабахскую Республику, предоставляя официальные полномочия своим представителям на переговоры именно с НКР. 3 сентября 1993 г. глава Азербайджана Гейдар Алиев ставит свою подпись под документом, в котором говорится: «Руководство Азербайджана уполномочивает заместителя председателя Верховного Совета А. Джалилова вести переговоры об организации встречи руководителей Азербайджана и НКР».

25 сентября 1993 г. в Москве проходит встреча между президентом НКР Робертом Кочаряном и президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Прошел и ряд переговоров между официальными представителями НКР и Азербайджана. В 1993 г. Азербайджан десять раз именно с НКР заключал договоренности о прекращении огня или их продлении.

4-5 мая 1994 г. прошла встреча глав парламентов Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении в Бишкеке (Кыргызстан) при посредничестве Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Нагорный Карабах и Армения вместе с посредниками поставили свои подписи под «Бишкекским протоколом». Азербайджан присоединился к этому соглашению позже, 8 мая 1994 г. «Бишкекский протокол» стал основой для заключения соглашения о прекращении огня в зоне конфликта.

9-11 мая 1994 г. прошло оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Соглашение о прекращении огня вступило в силу 12 мая 1994 г.

«Таким образом, в ходе отражения азербайджанской агрессии 1991-1994 гг. Нагорно-Карабахская Республика провела операцию по принуждению Азербайджана к миру. Особенностью азербайджано-карабахского конфликта является отсутствие миротворческой операции. Армия обороны НКР фактически выполняет эффективную миротворческую функцию в регионе», – говорится в статье.

Источник: Panorama