Соціум

Мы еще содрогнемся от подробностей погромов армян в столице Азербайджана

Голос АрменииAnalitikaUA.net. Представляем вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.

“Стреляли в городе буквально из каждого окна, поэтому я приказал не открывать люков и не высовываться. В Сальянских казармах, например, снайперы сразу же положили шесть человек. Артиллерийским огнем ответили и на обстрел наших кораблей, которые эвакуировали семьи моряков Каспийской флотилии. Еще был эпизод, когда поймали наших солдат и на кладбище привязали их проволокой к крестам. Расправиться не успели только потому, что подоспела помощь”, – так вспоминал министр обороны СССР Д. Язов события января 1990 в Баку (“Итоги”, 15.04.2010).

“Мы еще содрогнемся от подробностей погромов армян в столице Азербайджана, когда заговорят документы, – резни, устроенной молодчиками, выдававшими себя за Народный фронт. Еще мы прочтем о том, как бывший первый секретарь ЦК Компартии республики будто нарочно выжидал в дни, когда каждая минута множила число жертв… Еще узнаем на каком-нибудь очередном съезде народных депутатов подробности осады города войсками” (Анатолий Головков, “Проникающее ранение”, “Огонек”, N6, 1990).

Сегодня, спустя 24 года после тех страшных событий, постепенно становятся известны новые подробности и резни армян, и ввода войск. И эти подробности с новой силой обнажают всю лживость и гнусность азербайджанской байки про “20 января”, выявляя ее абсолютную несостоятельность и цинизм. Опубликованный на днях на сайте artofwar.ru список советских военнослужащих, убитых в Баку азербайджанскими экстремистами, – новое тому доказательство. Всего, по данным сайта, в январе в столице Азербайджана погибло 29 военнослужащих, еще 9 скончались в “небоевых условиях”, 80 были ранены.

Добавим от себя, что в дни из Баку были срочно эвакуированы семьи военнослужащих – всего около 30 тысяч человек. Отметим также, что многие солдаты и офицеры, несмотря на отсутствие приказа, по велению собственной совести спасали армян. Несомненно, многие из них погибли именно по этой причине: озверевшая толпа не щадила в те дни не только военных, но и собственных соотечественников, осмелившихся помогать армянам.

Обратимся к списку, в котором о многом говорят прежде всего даты смерти и обстоятельства убийств. Многие военнослужащие были убиты уже после 20 января, то есть террор, развязанный экстремистами, продолжался еще как минимум месяц после ввода войск. В городе уже не осталось армян – и опьяневшие от крови бандиты столь же беспощадно кинулись убивать солдат и офицеров, волею Михаила Горбачева введенных в город после кровавой недели чудовищных погромов.

Приведем имена некоторых военнослужащих и обстоятельства их смерти – на наш взгляд, не требующие особых комментариев.

Аксенов Александр Николаевич. Гвардии лейтенант, погиб от потери крови после тяжелого ранения в ногу 25.01.1990.

Богданов Евгений Геннадьевич. Рядовой, ранение в грудь, найден в колодце 27.01.1990.

Борисов Павел Анатольевич. Рядовой запаса, ранение в голову при сопровождении колонны с женами и детьми военнослужащих 22.01.1990.

Горбоносов Владимир Николаевич. Рядовой, ранение в голову 29.01.1990.

Гаюсан Евгений Геннадьевич. Сержант, ранение в грудь и живот 24.01.1990.

Козлов Борис Ефимович. Рядовой, ранение в живот 04.02.1990.

Коноплев Александр Владимирович. Старший лейтенант, ранение в голову 25.01.1990 во время блокирования вооруженной банды у границы с Ираном. Боевики всадили в офицера две пули, когда он вышел к ним на переговоры с предложением сложить оружие”.

Кулешов Андрей Петрович. Курсант, смертельно ранен в грудь 22 января при эвакуации семей военнослужащих, скончался в госпитале 01.02.1990.

Плющай Григорий Григорьевич. Рядовой, ранение в живот 29.01.1990.

Семин Александр Викторович. Рядовой, ранение в голову 07.02.1990.

Думается, дальше продолжать нет смысла. Можно лишь добавить, что солдаты, патрулировавшие в марте 1988 г. улицы Сумгаита, также вспоминают, что еще долго после трех дней геноцида армян даже в условиях комендантского часа в городе продолжались убийства солдат. “Когда был введен комендантский час, мы ходили по улицам по трое. Проходим мимо подъезда – а оттуда кто-то высовывается – и солдата ножом… Потом никого из убийц не находили, конечно. Я видел убитых таким образом, и при мне так убили двоих ребят”, – рассказывает рядовой Пантелей Меликов, проходивший в те дни службу в Сумгаите (полностью интервью см. на сайте karabakhrecords.info).

Как бы того ни избегали сегодняшние власти Азербайджана, со временем будут всплывать все новые и новые подробности того, что в реальности происходило в Баку в страшном январе 90-го. И отрадно, что исследование в этом направлении ведутся не только в Армении, но и в России. Террор и человеконенавистничество в тот период свирепствовали в “интернациональном” Баку, не разбирая пола, возраста и национальности, – сразу после армян взялись за русских. А потом кинулись замазывать собственные массовые преступления, объявив 20 января днем “героизма азербайджанского народа в борьбе за демократию, свободу и независимость”.

Еще одна цитата от Язова: “На горе, где раньше стоял памятник Кирову, вырыли сто десять могил. А похоронили сорок девять человек. На этом эпизоде я еще раз убедился, что в политике нет ничего святого. Дело в том, что накануне ввода войск в полуторамиллионном Баку две недели, пока продолжались армянские погромы и митинги, было не до похорон… Просто и цинично”.

“Просто и цинично” – это вполне в духе Азербайджана и его руководства на протяжении всех последних 25 лет. Потому что, вопя на всех углах о “стремлении к независимости и свободе”, пытаясь поставить себя в истории в один ряд с демократическими движениями в других советских республиках – в частности, в Литве и Грузии, – в Баку старательно не вспоминают особенностей своего пути к независимости. Проводя 20 января “траурное” мероприятие в Вильнюсе – вовсе не случайно именно в Литве, – упорно “забывают” то, о чем писала газета “Нью-Йорк таймс” 19 января 1990 года, когда в Баку полным ходом продолжалась вакханалия террора и убийств. Под хлестким заголовком “Национализм в самом гнусном обличье” американская газета отмечала: “Азербайджан – не Литва. (…) Националисты в Азербайджане тоже говорят о независимости, но их протест включил кровавые погромы соседей – армян. (…) Произошедшая на этой неделе в Баку резня армян-христиан со стороны азербайджанцев-мусульман продемонстрировала национализм в самом гнусном его обличье”.

Весь из себя “устремленный к свободе и независимости азербайджанский народ” спустя всего лишь год с небольшим дружно и не колеблясь проголосовал за сохранение СССР на референдуме 17 марта 1991 года. Показатель – 93% “за” – был чуть ниже, нежели в среднеазиатских республиках. Все опять-таки “просто и цинично”: Азербайджану позарез нужна была помощь Кремля и советской армии в выполнении важнейшей стратегической задачи Турции – очистки Арцаха от армян в ходе операции “Кольцо”. И эту помощь Баку сполна получал в течение пяти месяцев. Дальше в Москве случился путч ГКЧП, закончившийся 20 августа провалом, и в Баку поняли, что от нового руководства России вряд ли стоит ожидать такой же безоговорочной поддержки в реализации геноцидальных планов. И сразу круто вспомнили о своем “героическом стремлении к свободе”: через каких-нибудь 10 дней, 30 августа, была принята декларация о “восстановлении государственной независимости” и 70 лет советской власти были объявлены оккупацией со стороны России. А в декабре столь же дружно, как 9 месяцев назад на всесоюзном референдуме, в Азербайджане проголосовали за независимость.

Недавно в социальной сети Фейсбук один из пользователей, приведя все эти факты, написал: “Все и всегда у них на армянской крови замешано – вся их короткая поганая история…”

Источник: Panorama