Без рубрики

Командос всегда в национальном строю

Командос

AnalitikaUA.net. “Аркадий Иванович, как вы себя ощущаете в свои 75?”, – спросила я Командоса, поздравляя его с днем рождения. Вопрос, собственно, был риторический, потому что ответ я знала, ведь Аркадий Иванович из тех редких людей, которые просто не стареют, будто становясь с годами еще более молодыми, энергичными, открытыми.

“Зара джан, кажется, в 75 лет я чувствую себя точно так же, как в 70, – засмеялся Командос. – Наверное, у каждого человека наступает в жизни такой рубеж, когда годы словно идут вспять, и он вместо того, чтобы ощущать груз прожитых лет, чувствует себя моложе…”

Ну нет, такое происходит далеко не с каждым человеком, а только с теми, у кого в душе горит негасимая свеча, некий внутренний свет, наполняющий оптимизмом, добротой, мудростью каждое мгновение жизни.

МЫ ЧАСТО СЕТУЕМ НА ТО, ЧТО ОТ КОГДА-ТО КРЕПКОЙ ЦЕННОСТНОЙ, морально-нравственной шкалы сегодня остались одни клочья, а потому нет героев, нет подлинных авторитетов, на которых, как на пример, достойный подражания, могло бы ориентироваться подрастающее поколение. Что ж, мы действительно многое растеряли, но когда есть люди, подобные легендарному Командосу, мы ни в коем случае не вправе говорить об отсутствии авторитетов. Потому что вся жизнь этого человека – как раз-таки лучший пример, достойный подражания.

Родился Аркадий Тер-Тадевосян 22 мая 1939 г. в Тбилиси, окончил Бакинское общевойсковое командное училище, Ленинградскую военную академию транспорта и тыла. Мечтал стать моряком, однако не прошел медкомиссию и пришлось поступать в общевойсковое училище. До приезда в Армению Аркадий Иванович служил в Афганистане, Чехословакии, Германии, Белоруссии. С 1988 г. принимал активное участие в обучении ополченцев. А с 1990 г. стал членом добровольческого отряда “Давид Сасунский”.

В 1991 г. его назначают начальником отдела вневойсковой подготовки Комитета обороны – первого государственного ведомства при правительстве Армении, а в 1992 г. Командос разрабатывает и проводит блистательную операцию по взятию Шуши (8-9 мая 1992 года). 25 мая 1992 г. Аркадию Тер-Тадевосяну было присвоено звание генерал-майора. Среди наград – “Боевой Крест” первой степени.

В 2009 году к годовщине взятия Шуши указом президента НКР Бако Саакяна Аркадию Тер-Тадевосяну присвоено высшее звание НКР “Герой Арцаха” за исключительные заслуги перед Отечеством. Собственно, если начать перечислять все награды Командоса, газетной полосы не хватит. К 75-летию у Аркадия Ивановича прибавилась еще одна награда – “Медаль Вазгена Саркисяна”, врученная министром обороны РА Сейраном Оганяном.

По собственному признанию Командоса, он никогда не мечтал быть героем. Но истинный героизм в том и заключается, что человек, не раздумывая, не взвешивая все “за” и “против”, просто делает то, что должен делать – без оглядки, не мудрствуя лукаво, не разглагольствуя о долге, патриотизме, родине…

“Я ВЫРОС В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ. ТОГДА МОЖНО БЫЛО ПРОГНОЗИРОВАТЬ будущее на годы вперед. Пройти учебу, службу в армии, получить чин полковника, выйти в отставку, иметь дачу, кусочек земли, где можно копаться удовольствия ради, – говорит Комадос. – Все так и было, пока не грянули национально-освободительное движение, карабахская война. Армянский народ оказался на грани второго геноцида, все перевернулось в одночасье. Как военный специалист я не мог оставаться в стороне, делая вид, что ничего не происходит. Жизнь повернула в другое русло – неожиданное, опасное. Противник сильный, агрессивный вынудил нас защищаться, взять оружие в руки, и в эту трудную минуту мы должны были объединиться. События раскручивались с такой скоростью, что не было времени думать и анализировать. Грянула война с Азербайджаном…Сильный противник, дикая нация, имеющая опыт уничтожения, опыт осуществления геноцида – нужно было ей противостоять…”

Как-то я задала Комадосу вопрос: что он считает своей самой значимой победой? “Взятие Шуши, конечно, – ни секунды не раздумывая ответил Аркадий Иванович и тут же добавил: – Но разве это моя победа? Только исключительной силой морального духа наших солдат стало возможным взятие такого неприступного города. Эта сила сумела сломать все стереотипы, все военные закономерности и привела к победе…”

Увы, не всегда героя арцахской войны воспринимали как героя. Сегодня это кажется дикостью, но давайте вспомним, что было время, когда за блистательную победу – взятие Шуши – Командоса подвергли самым настоящим репрессиям, грубо и бесцеремонно выдворив из Карабаха, замаскировав эту позорнейшую акцию заботой о его персоне.

“В 1992 году, когда Шуши был освобожден, меня осудили, – рассказывает Командос. – Я даже не помню сейчас, кто в нашем парламенте хотел, чтобы мы взяли Шуши. Это было политическое шоу. Не хочу вспоминать… Вообще, я думаю: первое и самое главное, что нам необходимо, – это единство. Для нас, армян, разобщенность недопустима – это вопрос национальной, государственной безопасности, вопрос нашего выживания во внешнем мире. Если мы будем топить друг друга, это приведет в конечном итоге к катастрофе. Мы прошли кровопролитную войну и победили в ней благодаря единству и духу единения народа. Мы не имеем права на разобщенность. Нам всем нужно пожелать друг другу доброты, чтобы не было противостояния внутри армянского общества…”

СЕГОДНЯ КОМАНДОС В СВОИ 75 ЛЕТ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПОЛОН ЭНЕРГИИ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ и, будучи руководителем республиканского ДОСААФ, серьезно занимается военно-патриотическим воспитанием армянской молодежи.

“Мы ведем работу в двух направлениях: военно-патриотическое воспитание и подготовка военных специалистов для наших Вооруженных сил”, – говорит Командос,

“Ты только подумай, как годы летят, – задумчиво сказал он в заключении нашей беседы. – Помнишь, как мы беседовали у меня дома на мое 70-летие? Как будто это было вчера…” Конечно, я помню… Помню теплую, уютную, гостеприимную атмосферу этого дома, благоухающий розовый сад, выращенный руками Командоса, старенькое расстроенное пианино, на котором я пыталась “изобразить” “Грузинскую песню” Окуджавы, угощение Асмик Михайловны – супруги Командоса, пронзительные рассказы о войне, вызывающие то смех (ведь Командос – человек с большим юмором), то слезы, а зачастую – смех сквозь слезы… Я вообще помню все встречи с Аркадием Ивановичем и надеюсь, что их предстоит еще множество. И каждый раз в свой очередной юбилей он будет говорить: ” Как будто это было вчера…”

Зара ГEВОРКЯН

Источник: Голос Армении