Політика

Вице-спикер парламента Армении считает вполне нормальными акции против визита главы МИД Турции в Ереван

Эдуард ШармазановAnalitikaUA.net. Сегодня молодежные союзы АРФ «Дашнакцутюн» и Социал-Демократической Гнчакской партии Армении провели акцию протеста у здания ереванской гостиницы «Armenia Marriott», где проходила 29-я сессия Совета министров иностранных дел стран-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). В заседании принимал участие также министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу. Акция, как отмечали организаторы, ставила целью напомнить Турции и мировому сообществу о требованиях признать Геноцид армян в Османской империи 1915 года и выплатить компенсацию.

Вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов в интервью Panorama.am прокомментировал акции против визита в Ереван главы МИД Турции Ахмета Давутоглу, а также проблему нормализации армяно-турецких отношений и другие актуальные вопросы международной повестки.

– В нормальных демократических странах, коей стремится быть и Армения, обеспечение плюрализма мнений, свободы слова и совести является конституционной нормой. Если выражение мнения, митинги, акции протеста, собрания и шествия не противоречат Конституции и законодательству РА, то это вполне нормально, вне зависимости от того, против кого они направлены – главы МИД Турции или представителя какой-либо иной страны. У каждого гражданина РА должно быть право на выражение мнения, а власти на то и существуют, чтобы обеспечить реализацию конституционного права каждого гражданина.

Считаю, что сегодняшние события вполне нормальны, и напротив, было бы сенсационно, если бы национальные партии ничего не предприняли. Ведь в этих акциях протеста заключено рациональное начало – был Геноцид армян, а Турция осуществляет политику отрицания факта Геноцида. Вот граждане и выражают свою позицию и мнения. Если же это перейдет за рамки закона, то для этого существует полиция, которая наилучшим образом выполняет свои функции.

– В последнее время в прессе муссируются слухи о возможном открытии армяно-турецкой границы. Есть ли изменения в политической повестке?

– Никаких переговоров между Арменией и Турцией на высоком уровне проводилось. Отмечу, что повесткой дня президента РА встречи с А. Давутоглу не предусмотрено: министр иностранных дел Турции прибыл в Армению не в контексте армяно-турецких отношений.

Что касается открытия границы, то повторю: мяч теперь на поле Турции. Если турецкие власти во всеуслышание, на весь мир заявляют о готовности достичь мира, то что им мешало за эти годы установить дипломатические отношения, прекратить блокаду Армении, не связывать этот вопрос с карабахской проблемой? И сейчас у них есть такая возможность – если хотят, то пусть без предварительных условий ратифицируют Протоколы. В чем проблема? Так что, считаю, что это очередной блеф турецкой дипломатии.

Самое главное – Давутоглу находится в Армении, и никто его не держит: он может спокойно посетить мемориал памяти жертв Геноцида армян и увидеть, какие зверства учинили его предки в отношении армянского народа. Он может это сделать как цивилизованный человек, подобно многим политическим лидерам, которые посещают Армению, воздать дань уважения памяти жертвам Геноцида армян. Если же нет, то все остальное – лишь слова, блеф турецкой дипломатии. Я вовсе не исключаю то, что в преддверии 100-й годовщины Геноцида армян Турция начнет череду масштабных PR-акций во всем мире с целью показать, будто они изменились, и продвигать вопрос в ином направлении. Однако им это не удастся, поскольку власти Армении являются лишь сторонниками построения отношений без предусловий. Решения вопроса ждет от Турции не только Армения, но и в первую очередь те страны, которые были посредниками в процессе нормализации армяно-турецких отношений. Проблема не в нас: не мы совершали геноцид, не мы вводили в оборот 301-ю резолюцию, не мы подвергали блокаде соседнее государство и распространяли дезинформацию в прессе и в изданиях, подобных Sabah.

– Какова вероятность того, что ситуация изменится после предстоящих выборов в Турции?

– По оценке турецких аналитиков и армянских политологов, в Турции нет политической силы, которая может стать серьезным соперником партии премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, и если за этот период не сложится форс-мажорной ситуации, то в Турции произойдет воспроизводство власти. Однако с другой стороны, я не вижу в Турции такой политической силы, которая способна бы была открыто заявить о готовности исповедовать европейские демократические ценности и прекратить блокаду Армении.

Турки стали жертвами своей собственной политики: они заявляют, что готовы к установлению отношений с соседями, но события хотя бы последнего времени продемонстрировали, что при подобной внешней политике, которую ведет турецкая элита шансы улучшения отношений с соседями постепенно сводятся к нулю. Это касается и Сирии, и Кипра, и Армении. В этом плане проблема в них самих, и ситуацию могу описать с помощью известной народной пословицы: «Вор всегда первым кричит „Держи вора!”». Между тем, не нужно делать громогласных заявлений, нужно всего лишь предпринять простые шаги: ратифицировать армяно-турецкие протоколы, прекратить блокаду, «не совать нос» в карабахский вопрос.

– Решение о вступлении Армении в Таможенный союз и определенные «реверансы» Турции в сторону России могут привести к каким-либо изменениям в контексте армяно-турецких отношений?

– Одним из основных конкурентов России в этом регионе является Турция. Россия также является одним из главных конкурентов Турции, если не главным. Турция, в отличие от РФ, является членом НАТО, она подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и стремится в ЕС. Как показывает российско-турецкая история хотя бы последних двух столетий, русско-турецкие войны также происходили много раз… Если Турция заявляет о неоосманской политике, в которой влияние на Кавказе играет весьма существенную роль, то Россия заявила, что не намерена покидать регион Южного Кавказа. То есть, если союзником РФ является Армения, то соперником, несомненно, является Турция. И Анкара никогда не может стать союзником Москвы, даже если товарооборот между РФ и Турцией составит 100 млрд. долларов, так как в геополитическом плане Россия и Турция – соперники на Кавказе. А остальное уже вторично.

Известно, что факт Геноцида армян в Османской империи 1915г. (Armenian Genocide) признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия (1995г.), Франция (2001г.), Италия (2000г.), Германия (2005г.), Голландия (2004г.), Бельгия (1998г.), Польша (2005г.), Литва (2005г.), Словакия (2004г.), Швеция (2010г.), Швейцария (2003г.), Греция (1996г.), Кипр (1982г.), Ливан (1997г.), Канада (1996г.), Венесуэла (2005г.), Аргентина (1993г.), Чили (2007г.), Ватикан (2000г.). Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 42 из 50 штатов США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Однако Турция по-прежнему отрицает массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян, около 1,5 млн. армян было уничтожено за период с 1915 до 1923 года, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру).

Источник: Panorama