Аналитика

Леонид Мучник: Забвение одного преступления является предтечей следующего

leonid-muchnikAnalitikaUA.net. «Надо отдать должное всем тем державам и международным организациям, которые признали преднамеренное уничтожение представителей армянского этноса преступлением против человечества», — пишет сотрудник Института демократии и прав человека, член Национального Союза Журналистов Украины, Леонид Мучник, на сайте Украинский Выбор.

«Когда приближенные Гитлера обратили его внимание на возможность всеобщего осуждения Германии за репрессии в адрес евреев, вождь нацистов искренне изумился: «А кто помнит сейчас о резне армян?». К великому прискорбию всего мира, в этом вопросе владыка Третьего рейха оказался недалёк от истины.

Поэтому одна из самых кровавых трагедий в истории человечества — геноцид армянского народа — позволяет сформулировать простую правовую истину: забвение одного преступления является предтечей следующего, забвение беды одного народа является непременной предпосылкой трагедии другого. В подтверждение этой аксиомы уместно привести горькое пророчество лауреата Нобелевской премии мира, 26-го Президента США Теодора Рузвельта, заявившего, что «армянская резня — величайшее преступление этой войны, и, если нам не удастся выступить против Турции, значит — мы потворствуем им». К великому стыду человечества это «потворство» имело место. Оно и стало одним из условий массового убийства армян на территории Османской империи. Посему скорбь об этой вселенской трагедии непременно должна быть на устах всех тех, кто желает видеть себя в кругу цивилизованных народов мира. А те, которые позволяют себе игнорировать, а тем более отрицать геноцид армян, рискуют навсегда блуждать в одном из кругов Дантова ада приспешников Гитлера.

Ныне можно без тени сомнения утверждать, что если бы международное сообщество прислушалось к этим словам Президента США, то оно сберегло бы жизнь не одному, а, как минимум, двум наиболее древним народам земной цивилизации. Если бы оно, мировое сообщество, не «потворствовало» преступлению против армянского народа, то не было бы и другого — Холокоста. На это обстоятельство обратил внимание директор израильского Института Холокоста и геноцида, профессор Израэль Чарни: «Геноцид армян примечателен во многих отношениях, в том числе и потому, что в кровавом XX столетии он был ранним примером массового геноцида, который многие признают как «репетицию» Холокоста». Внимательное изучение этих двух самых зловещих преступлений ХХ века позволяет увидеть много общего в политике к своим жертвам со стороны Османской империи и нацистской Германии. Порою создается горькое впечатление, что в вопросах геноцида вторая оказалась лишь прилежной ученицей первой.

Под геноцидом армян имеется в виду преднамеренное целенаправленное физическое истребление представителей этого этноса, которое происходило на территории Османской империи (Турецкой республики) в период с 24 апреля 1915 и, по мнению многих историков, вплоть до 1923 г. В историю армянского народа эти трагические события вошли под наименованием Великого Злодеяния. Оно унесло жизнь порядка полутора миллионов человек. Вместе с тем представляется, что родословную геноцида армян следует вести с более ранней даты. В частности, как минимум, с 1894 г. В этом вопросе позволю себе опереться на свидетельство 53-го премьер-министра Великобритании Дэвида Ллойда Джорджа, который, в частности, писал: «Политика британского правительства с роковой неизбежностью привела к ужасающим бойням 1895-1897 и 1909 годов и к страшнейшей резне 1915 года. В результате этих злодеяний, беспримерных даже в истории турецкого деспотизма, численность армянского населения в Турции сократилась больше чем на миллион». Изложенное позволяет прийти к выводу, что геноцид армянского народа носил волнообразный характер, где каждая новая волна насилия оказывалась ужаснее предыдущей. Первая волна массовых убийств армян прокатилась по территории Османской империи с 1894 по 1896 г. В качестве лишь одного из примеров этой чудовищной акции можно привести эпизод, который произошёл 8 октября 1895 г. в городе Трабзон. Именно там и тогда местные мусульмане учинили массовую резню армян, в процессе которой было зверски убито и заживо сожжено около тысячи человек. Это событие стало катализатором серии зверств в таких городах Османской империи, как Эрзиджан, Эрзерум, Гюмюшхан, Байбурт, Урфа и Битлис. В целом же за период с 1894 по 1896 годы было физически уничтожено по разным источникам от 100 до 300 тысяч армян.

Упомянутые события, несомненно, подпадают под понятие геноцида в том значении, какое придается этому деянию Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (ООН, 1948 г.). В частности, статья II указанного правового акта гласит, что в «настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

а) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую».

Политика геноцида в отношении армянского народа получила своё трагическое продолжение в 1909 г., которая вошла в историю под названием Киликийской резни. Бежавшие от этнической чистки периода 1894 – 1896 гг. в Киликию армяне не смогли избежать её продолжения и в этой традиционной для них исторической области мира. Именно там 3 апреля 1909 г. самым зверским образом было убито более 2 тысяч армян. Итак, геноцид шёл по их пятам по всей территории Османской империи.

Но своего апогея Великое Злодеяние, бесспорно, достигло в 1915 г. Во всём мире днём геноцида армянского народа принято считать 24 апреля 1915 г. Именно в этот день такие представители партии власти Османской империи, как Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша приняли роковое решение уничтожить цвет армянского народа — армянскую интеллигенцию. По словам одного из организаторов данного злодеяния, Талаата-паши, даже само слово «армянин» должно было навсегда кануть в Лету. С этого момента партия власти Османской империи стала проводить политику геноцида всеми доступными для неё средствами, диапазон которых варьировал от прямого физического уничтожения до концентрационных лагерей в сирийской пустыне Дейр-эз-Зор, где голод и эпидемии довершили злодеяния палачей.
Некоторые турецкие врачи опустились до бесчеловечных медицинских экспериментов. В частности, со временем стало известно, что по распоряжению некоторых из них для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице города Эрзиджан проводились эксперименты над солдатами и кадетами армянского происхождения. Им вводилась зараженная тифом кровь, что приводило к неминуемой гибели. Со временем стали также известны факты отравления армянских детей и беременных женщин по приказу одного из руководителей департамента здравоохранения Трапезунда. Выживших после депортации и добравшихся до лагерей Месопотамии армян убивали, вводя им смертельную дозу отравляющих веществ. Французские и турецкие свидетели подтвердили факты отравления детей в больницах и школах. Также использовались мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром. Тем немногим армянам, кому удалось избежать этой трагической участи, пришлось пополнить ряды армянской Диаспоры, рассеянной по всему миру.

Здесь в назидание всем вдохновителям геноцида следует напомнить, что ряд палачей армянского народа были уничтожены в результате операции, которая получила наименование «Немезис». В частности, мстителями за злодеяния над армянским народом были убиты признанные военными преступниками Талаат-паша, Джемаль-паша, Саид Халим-паша, Джемал Азми, Бехаэтдин Шакир и ряд других участников изуверской политики геноцида. К месту напомнить, что такое же возмездие постигло и известного палача еврейского народа оберштурмбаннфюрера СС Адольфа Эйхмана. 11 мая 1960 г. он прямо на улице Буэнос-Айреса (Аргентина) был схвачен группой израильских агентов и вывезен в Израиль. Там, на земле народа, давшего миру Иисуса Христа и Библию, он был публично судим, а 1 июня 1962 г. казнен. Можно считать, что в его лице символически были казнены и все остальные палачи еврейского народа. Потому что после этой казни ни один из них не мог чувствовать себя в безопасности до конца дней своих. Видимо, не должны себя чувствовать спокойными и все те, кто до сих пор упорно отрицает геноцид армян.

В связи с этим надо отдать должное всем тем державам и международным организациям, которые признали преднамеренное уничтожение представителей армянского этноса преступлением против человечества. Впервые это было сделано в Совместной декларации Франции, Великобритании и России от 24 мая 1915 г. В этом знаменательном документе, в частности, было заявлено: «Ввиду новых преступлений Турции против человечества и цивилизации, правительства Союзных государств публично заявляют Высокой Порте о личной ответственности за эти преступления всех членов Османского правительства, а также тех их агентов, которые вовлечены в такую резню». Геноцид армян признали также такие авторитетные международные учреждения как: Подкомиссия ООН по предотвращению дискриминации и защите меньшинств; Европейский парламент – законодательный орган Европейского Союза; Совет Европы, а также отдельные государства, например, такие как: Бельгия, Ватикан, Германия, Канада, Нидерланды, Польша, Россия, Франция, Швейцария, Швеция. По мере того, как человечество нравственно взрослеет, оно всё более и более проникается сочувствием к трагедии и незаживающей ране армянского народа. И дай Бог, чтобы наступил тот исторический момент, когда всё международное сообщество сможет, глядя прямо в глаза армянскому народу, смело заявить: ваша трагедия — это наша трагедия, ваша боль – это наша боль, мы плачем и скорбим вместе с вами!», — пишет Леонид Мучник.