Итог Российско-Армянских переговоров: от слов к делу
AnalitikaUA.net. В последнее время российско-армянские стратегические, партнерские взаимоотношения переживали свои не самые лучшие времена, а некоторые пессимистически настроенные эксперты даже прогнозировали «цивилизованный распад» армяно-российского стратегического союза. Надо признать, что повод для таких радикальных высказываний действительно был, и в течение последнего года стороны делали шаги, которые, по меньшей мере, неоднозначно воспринимались сторонами. В частности, в России внимательно следили за ходом постепенного углубления взаимоотношений Армении с ЕС в рамках Восточного партнерства. А намеченное в ноябре парафирование соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Арменией и ЕС стало тем камнем преткновения, который мог бы всерьез пошатнуть фундамент российско-армянских союзнических взаимоотношений.
В свою очередь, в Армении с негодованием восприняли новость о повышении цен на российский газ, приведшем к цепной реакции и подорожанию почти всех товаров первой необходимости. Сначала представители властной элиты Армении упорно опровергали эту информацию, а уже через месяц вынуждены были ipso facto признать достоверность этих сообщений и попытались представить «разумные» доводы по данному вопросу. К этому добавилось некоторое демонстративное «потепление» российско-азербайджанских взаимоотношений, рабочий визит В.В.Путина в Баку, заключение с Азербайджаном соглашения о поставке наступательных видов вооружений на сумму $1 млрд., разжигание антиармянских настроений в российских СМИ после трагического ДТП с участием гражданина РА, повлекшего за собой гибель 18 человек, неясность на счет получения российского гранта на минимизацию последствий от подорожания газа и т.п. Еще год назад никому и в голову бы не пришло, что в Армении пройдут митинги и пикеты против российского посольства в РА с требованиями прекратить антиармянскую политику со стороны российских властей. Хотя эти демонстрации были малочисленными и не имели широкой общественной поддержки, однако они явились индикатором того, что в армяно-российских взаимоотношениях накопилось множество вопросов, требующих скорейшего решения и перехода от декларативных заявлений к действенным шагам.
В этом контексте предстоящая в Москве встреча глав государств Армении и России вызывала огромный интерес среди политических, экспертных и общественных кругов не только двух стран, но и европейского сообщества в целом.
Итоги московских переговоров двух президентов мы рассмотрим с нескольких точек зрения. Первый аспект анализа касается политической значимости этой встречи, в ходе которой было озвучено политическое решение армянского руководства о намерении Еревана вступить в Таможенный союз и участвовать в формировании Евразийского экономического пространства. Тем самым один из актуальных вопросов последнего времени в политическом дискурсе Армении получил свой окончательный ответ в пользу интеграции в Евразийское экономическое пространство. Не составляло особого труда спрогнозировать, что этот выбор получит полную поддержку со стороны российского руководства, что в ходе переговоров подтвердил президент РФ В.В.Путин. Следующее важное политическое значение данной встречи касается возобновления доверительного политического диалога между Россией и Арменией, а также готовности сторон углублять партнерские и союзнические взаимоотношения.
Еще один значимый аспект данной встречи касается геоэкономической составляющей принятых решений. Дело в том, что современное развитие мировой экономики характеризуется как ярко выраженными чертами глобализации, так и тенденцией формирования региональных геоэкономических игроков. Очевидно, что идея формирования Таможенного и на его основе Евразийского экономического союза представляет собой определенный вызов глобализационным тенденциям в мировой экономике, чтобы, с одной стороны, защитить внутренние рынки участников Евразийского экономического пространства, а с другой – повысить конкурентоспособность экономики Евразийского союза на мировой арене. В этом плане маленькие государства, такие как, например, Армения, не имея самодостаточных экономических ресурсов и инфраструктуры, вынуждены интегрироваться в более крупные экономические образования.
Годы независимости показали, что армянская экономика была и остается российско-ориентированной, и Россия продолжает выступать основным торгово-экономическим партнером Армении. Исходя из ее экономических и национальных интересов, вполне закономерна заинтересованность Армении в дальнейшем углублении экономических взаимоотношений со своим основным экономическим партнером. И поэтому не случайно, что экономическая тематика была одной из основных во время переговоров президентов С.Саргсяна и В.Путина. В частности, российский президент как в своем приветственном слове, так и во время встречи с представителями СМИ основной акцент сделал именно на экономическом аспекте переговоров, затронув такие вопросы, как динамичное увеличение товарооборота между двумя странами, большой объем российских капиталовложений, предполагаемые инвестиции российских компаний в армянской экономике, выразив надежду, что подключение Еревана к евразийским интеграционным структурам придаст мощный импульс взаимовыгодному экономическому сотрудничеству. А это, в свою очередь, означает, что в ходе переговоров были решены как минимум две важные задачи: 1) проблема общей таможенной границы и транспортных коммуникаций, поскольку Армения не имеет прямой границы со странами Таможенного союза, и 2) вопрос новых инвестиций в армянскую экономику, благодаря которым в ближайшем будущем армянская экономика получит новое дыхание и свежий импульс развития.
И, наконец, последний аспект анализа касается геополитической значимости решений, принятых во время переговоров в Москве. Здесь можно выделить два момента. Во-первых, геополитический успех несомненно связан с позицией России в деле продвижения евразийской геополитической и геоэкономической идеи. Дело в том, что на постсоветском пространстве уже долгое время проявляют большую активность другие геополитические игроки, пытаясь вытеснить Россию из традиционных зон влияния. В этом контексте можно рассматривать и программу Восточного партнерства ЕС, в рамках которого и было намечено парафирование в ноябре соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Арменией и ЕС. Отказ Армении участвовать в проектах Таможенного и Евразийского экономического союза существенно ударил бы геополитическим позициям России в регионе в том плане, что если для такого традиционного союзника России, как Армения, непривлекательна идея Евразийской интеграции, то вряд ли данная геополитическая и геоэкономическая концепция будет иметь успех в более широком контексте. И поэтому не случайно, что многие эксперты по региональным и международным вопросам отметили тот факт, что в этом геополитическом противостоянии Россия одержала верх над Европой.
Второй фактор определенного геополитического успеха связан с вопросом карабахского урегулирования, где Армения добилась как минимум сохранения статус-кво и получила от своих российских партнеров определенные гарантии того, что в Евразийском интеграционном проекте есть место и Нагорному Карабаху. А этот вопрос относится к ряду тех, про которые не принято громогласно говорить, но которые составляют скрытую, но неотъемлемую часть большой политики.
Так что, подводя итоги российско-армянской встречи на высшем уровне, можно констатировать, что стороны от декларативных заявлений переходят к действенным мерам укрепления союзнических взаимоотношений и налаживания хороших основ для будущих интеграционных проектов. Хачик Галстян, Noravank.am