Новый год с армянским колоритом – «МИР 24»
Новый год с национальным колоритом: в Армении зимний праздник все чаще встречают согласно традициям, которые существовали в стране много веков назад. Об этом говорится в репортаже корреспондента телеканала «МИР 24».
От того, к чему привыкли россияне, они отличаются кардинально. И Деда Мороза нет, и елки. Вместо елки у художницы Лусик Агулеци дома ветки облепихи. Это кенац цар, в переводе с армянского – «Древо жизни». Оно украшено национальными куклами, веточками корицы, бубенчиками. Все «игрушки» Лусик сделала сама, это тоже старинная традиция.
«Ветку облепихи в старину вставляли в сладкий пирог, украшали сухофруктами, орехами и сладостями. Она символизировала сына-продолжателя рода. В новогоднюю ночь эту ветку несли в храм. А пирог раздавали членам семьи. Внутри выпечки прятали одну фасолину. И кому она доставалась, тому в новом году должна была улыбнуться удача», – рассказала художница.
Вместо Деда Мороза подарки армянским ребятишкам приносил «Каханд Пап», в переводе – «дедушка нового года». Как он выглядел, неизвестно. Лусик Агулеци создавала эскиз костюма буквально по частицам – из мифов, сказаний и старинных книг.
«Костюм Каханд Папа не красный, а зеленый. Он символизирует плодородие и начало новой жизни. В образе также присутствуют яблоки, гранат, колокольчики – они напоминают о семье, о новом годе», – пояснила она.
По легенде Каханд Пап живет на горе Арарат и спускается с нее в канун Нового Года.
«Каханд Пап для меня – это ожившая легенда. Я сделаю все, чтобы наши дети поверили в этот образ. Ведь он спускается с вершины Арарата и приносит с собой все самое хорошее. Надежду, веру в то, что в новом году все незамужние девушки выйдут замуж, а в каждый очаг придет благополучие и мир», – отметил актер Акоп Акопян.
Этнографы призывают использовать образ Каханд Папа вместо Деда Мороза и Санта-Клауса. Традиции стали возрождаться, и на утренники все чаще стали приглашать национального зимнего волшебника и его помощников – озорников Хлвликов.
Источник: Panorama