Знаки азербайджанского протокола
AnalitikaUA.net. На прошлой неделе состоялся визит в Азербайджан президента России Владимира Путина. Визит в Баку очень ждали, но комментарии азербайджанских экспертов сдержанные — прорывных решений нет.
ПОНЯТНО, ЧТО ВЛАСТЯМ АЗЕРБАЙДЖАНА ВИЗИТ ПУТИНА ВАЖЕН прежде всего в контексте предстоящих в октябре этого года президентских выборов: визит Путина даст официальному Баку повод утверждать, что Кремль поддерживает кандидатуру Ильхама Алиева в его стремлении третий раз избираться на главный пост государства. Довод может выглядеть убедительно на фоне того факта, что в последние годы Путин и Алиев двусторонних переговоров на высшем уровне не проводили, что свидетельствовало об охлаждении отношений между двумя странами. Нынешний визит президента России возобновил межличностный диалог этих лидеров.
С другой стороны, не надо сбрасывать со счетов, что предстоящие президентские выборы в Азербайджане — прекрасный повод для Кремля укрепить свои позиции в этой стране: потенциально главным соперником Алиева считается пока еще имеющий двойное гражданство (Азербайджана и России) кинодраматург Рустам Ибрагимбеков, пользующийся определенной поддержкой некоторых кругов азербайджанской диаспоры России.
Напомним, что для участия в президентских выборах Ибрагимбеков должен отказаться от российского гражданства, только после этого он может начать процедуру своей официальной регистрации в качестве кандидата в президенты. С соответствующим ходатайством Ибрагимбеков к российским властям уже обратился, однако решения пока нет. Если Москва затянет решение вопроса (хоть это и выглядит грубо, а значит, маловероятно), Ибрагимбеков попросту останется за бортом президентской кампании.
Некоторые соратники Ибрагимбекова такой сценарий не исключают, каким бы абсурдным он ни казался на первый взгляд. Так, по мнению азербайджанского политолога — члена возглавляемого Ибрагимбековым оппозиционного Национального совета демократических сил Азербайджана Зафара Гулиева, власти Азербайджана готовы на все, дабы заручиться поддержкой России на президентских выборах. «Для властей Азербайджана очень важно, чтобы власти РФ до выборов не лишили Рустама Ибрагимбекова российского гражданства. В таком случае главный соперник Ильхама Алиева Рустам Ибрагимбеков не сможет принять участия в выборах. Но поддержка России обойдется властям Азербайджана ценой больших уступок. В будущем это сузит возможности геополитических маневров и еще больше поставит страну в зависимое от России положение», — считает Гулиев.
ОДНАКО ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ АЛИЕВ ПУТИНУ В ОБМЕН НА ПОДДЕРЖКУ своей кандидатуры? В идеале это могло быть заявление Алиева о намерении Азербайджана присоединиться к инициированному Путиным Таможенному, а потом и Евразийскому союзу, к чему, по некоторым данным, пытался склонить Алиева президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Однако все последующие после независимости Азербайджана годы политика Баку в сфере международной экономики строилась в первую очередь с учетом интересов Запада — прежде всего в сфере обеспечения последнего энергоресурсами. Эта политика часто входила в прямое противоречие с российскими интересами, но принесла клану Алиевых немалые финансовые дивиденды. В этих условиях теоретически возможное заявление Алиева о готовности присоединиться к Таможенному союзу выглядело бы не менее абсурдно, чем затягивание Москвой решения вопроса о лишении Ибрагимбекова российского гражданства.
Другое дело, если бы Баку получил заверения Москвы в поддержке позиции Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте. Но это из разряда несбыточного не только по причине стратегического союза России и Армении, их общего членства в ОДКБ и вытекающих из этого обязательств по безопасности, но прежде всего потому, что Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ и свою позицию, сходную с позицией других сопредседателей, озвучивала неоднократно.
Не стал исключением и нынешний визит Путина в Баку. «Разумеется, в ходе переговоров мы затронули актуальные международные вопросы, включая нагорно-карабахскую проблему. Россия активно содействует скорейшему урегулированию конфликта, которое возможно только политическими средствами», — подчеркнул Владимир Путин. Понятно, что это заявление не очень стыкуется с позицией официального Баку, который периодически грозится решить нагорно-карабахскую проблему военным путем, но тут уж нечего делать — Баку пришлось проглотить горькую пилюлю…
В такой ситуации понятен определенный скепсис тех азербайджанских политологов, которые утверждают, что, даже несмотря на наметившийся в последнее время определенный холодок в отношениях Москвы и Еревана, каких-либо принципиальных, прорывных решений по итогам визита Путина в Баку не принято, стороны ограничились подписанием документов второстепенной, если не третьестепенной важности.
ДРУГОЕ ДЕЛО — НЕ ОТРАЖЕННЫЕ В ДОКУМЕНТАХ ВОЗМОЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ. Так, по утверждениям некоторых азербайджанских источников, в рамках визита Владимира Путина Россия и Азербайджан согласовали ряд вопросов в военной сфере. Дескать, Азербайджан взял на себя обязательства по закупке у России в ближайшие 2-3 года оружия и военной техники самое меньшее на $4 млрд, кроме того, Рособоронэкспорт и военно-промышленные компании России примут участие в работе объектов оборонной промышленности, в ремонте военной техники ВС Азербайджана.
Ну что ж, в этом случае российский бюджет пополнится очередными азербайджанскими миллиардами, Азербайджан получит новое вооружение для продолжения политики шантажа Минской группы и мирового сообщества новой войной, а противники политики евроинтеграции Армении получат новый козырь в пользу доводов о том, что Еревану стоит задуматься над свертыванием не приносящего практических дивидендов, а лишь усиливающего военную мощь Азербайджана евроассоциированного флирта.
P.S. ПРИМЕРНО В ТЕ ЖЕ ДНИ, КОГДА ВЛАДИМИР ПУТИН НАХОДИЛСЯ С ВИЗИТОМ В БАКУ, президент Армении Серж Саргсян принял директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Александра Фомина. Собеседники коснулись высокого уровня развития сотрудничества между двумя государствами во всех сферах и программ, направленных на укрепление и углубление военно-технического сотрудничества между Арменией и Россией. Серж Саргсян и Александр Фомин также обсудили широкий спектр вопросов, касающихся дальнейшего расширения взаимодействия стран в оборонной сфере.
P.P.S. Свет на характер взаимоотношений России и Азербайджана проливают три эпизода по ходу визита Владимира Путина. Власти Азербайджана за день до визита президента России не пустили в страну российскую журналистку (депортировали из аэропорта) из-за ее армянской фамилии, которую «провинившаяся» получила не по наследству, а от своего бывшего мужа. Президент России Владимир Путин по ходу визита не посетил так называемую Аллею шехидов, где захоронены убитые в январе 1990г. советскими войсками азербайджанские погромщики армянских кварталов Баку. Сотрудник протокола президента Азербайджана в ходе представления главы МИД России Сергея Лаврова в присутствии телекамер употребил перед его именем распространенное азербайджанское нецензурное выражение. Затем последовали объяснения, что это была оговорка, а сотрудника протокола уволили. А что оставалось сделать? Не говорить же, что «оговорка» была подсознательным, если не сознательным проявлением отношения азербайджанских «партнеров» к российскому политическому истэблишменту… Рубен МАРГАРЯН, «Голос Армении»