Без рубрики

Вадим Гигин: Армению очень ждут в Евразийском союзе

Вадим Гигин

О вступлении Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), открывающихся перед республикой перспективах и о развитии ситуации в Нагорном Карабахе корреспондент Panorama.am побеседовал с находящимся в Армении главным редактором журнала «Беларуская думка», кандидатом ист. наук, доцентом Вадимом Гигиным.

В ответ на вопрос о будущем ЕАЭС и о том, может ли этот союз состояться в условиях давления Запада и без участия Украины, В.Гигин сказал: «Недавно в западной прессе вышла такая статья – „Сможет ли Путин осуществить свою мечту без Украины?”… Ну, во-первых, нужно сказать, что евразийская идея– в широком смысле слова идея объединения народов, которые создали свою государственность на постсоветском пространстве, – очень живуча и очень популярна, несмотря на все то давление, о котором говорите. Беларусь сделала выбор еще в 1994-м году, когда избрали президентом Александра Лукашенко, а в 1995-м году мы провели референдум, на котором в частности вынесли вопрос об интеграции с Россией и более 80 % граждан Беларуси поддержали эту интеграцию. В 1996-м году мы подписали первый союзный договор с РФ и, кстати, по поводу давления – в том же году Запад ввел первые санкции против Беларуси. Так что, мы живем в условиях этого давления уже не первый год и как-то неплохо развиваемся при всем этом. В 1999-м году мы подписали договор о создании Союзного государства России и Беларуси, и мы говорим о том, что евразийская интеграция подтягивается к уровню интеграции, которая существует между нашими странами. Что очень важно, в 1994-м году президент Казахстана выдвинул как раз идею евразийства. Это очень устойчивая, фундаментальная основа для нашей интеграции, которая создает ее живучесть. А сейчас мы рады, что элита РФ осознала необходимость такой интеграции, хотя это случилось не сразу, мы прошли долгий путь урегулирования каких-то споров, недопонимания, претензий, той же цены на газ. Но вот этот путь российско-белорусского сближения очень важен для Армении, потому что мы как бы создали модель преодоления конфликтов между союзниками, так как между союзниками также бывают споры, как между мужем и женой, братом и сестрой, и т.д. Беларусь и Россия эту модель взаимных уступок и интересов выработали, и мне кажется, что Армении нужно очень внимательно изучить этот опыт, он очень важен и важно, что Беларусь готова этим опытом делиться. Да и Россия немножко изменилась, это уже не та Россия, которая была в конце 90-ых и в начале 2000-х годов, она поняла, кто ее союзники и поняла, кто ее друзья.

Украинский вопрос очень важен. Конечно, Украина – это крупнейшее государство нашего региона после России, и нам было бы проще, если бы Украина вступила в ЕАЭС. И мы знаем, что уровень поддержки интеграции среди украинских граждан очень велик – около 50% граждан даже после Майдана поддерживают эту идею. Но нужно сказать, что еще бы больше была поддержка, если бы не агрессивная проЕСовская пропаганда: людей просто обманывают, говорят, что при вступлении в ЕС у вас будет пенсия в 1000 евро, зарплата будет в 2000 евро и т.д., и многие в это верят. Но это не так. Что касается западных санкций, то мы для того и создаем Евразийский союз, чтобы нам эти санкции были не страшны. Как сказал президент Лукашенко во время подписания договора в Астане, „если наш союз будет жить, если он будет развиваться, то это лучшее лекарство против западных санкций”. А Беларусь знает, что говорит, потому как мы живем в этих условиях практически с 1996-го года».

При этом собеседник Panorama.am выразил мнение, что сейчас «Евросоюзу Украина не нужна». «Она не сможет ее просто переварить. ЕС с трудом переваривает Румынию и Болгарию, ведь ЕС эти два государства ничего не дали: в Румынии уже города объявляют банкротом, уровень безработицы колоссальный и они никак не могут оформить полноценное членство Румынии и Болгарии в Шенгенской зоне. А европейские политики в кулуарах говорят, что их практически США заставили принять эти страны, чтобы, особенно Болгарию исключить из зоны российского влияния, так как пророссийские настроения в этой стране очень сильны. И сейчас именно США толкают ЕС к тому, чтобы оформить ассоциацию со странами, которые абсолютно к этому не готовы – Украиной и Молдовой, назло России, для того, чтобы изолировать Россию и создать такой санитарный кордон. Напомню, такая идея „санитарного кордона” появилась еще в 20-е годы против СССР и сейчас пытаются то же самое сделать против России и, что очень важно, против Китая. Почему Россия с Китаем сейчас сближается? Потому что у них одинаковые угрозы, и естественно Россия в этом не заинтересована.

Украина ни по состоянию своей политической элиты, ни по состоянию своего госуправления, ни по состоянию своей инфраструктуры и не в силу грандиозной, просто зашкаливающей коррупции не готова к вступлению Киева в ЕС. Для того, чтобы присоединиться к ЕС, Украина должна лишиться нескольких сотен тысяч рабочих мест, понести грандиозные затраты, свободные границы с ЕС приведут к тому, что произошло в Литве и других странах – молодежь уедет на заработки. Та же Литва за время присоединения к ЕС потеряла несколько сотен тысяч молодых людей, которые уехали в Великобританию и Ирландию. Но что еще важно – все новые страны, вступавшие в ЕС, получили какой-то импульс за счет дотаций ЕС, это были миллиарды евро, но сегодня таких денег для Украины, тем более для ее масштабов, нет. ЕС с Грецией не может справиться, ликвидировать кризис в Испании, Германия не хочет платить, а опросы показывают, что граждане не хотят присоединения Украины, они ее боятся – боятся украинских гастарбайтеров, того, что их деньги и налоги пойдут на то, чтобы вытаскивать Украину из того тяжелого положения, в котором она находится», – сказал В.Гигин.

Что же касается возможности присоединения Украины к ЕАЭС в перспективе, эксперт отметил: «Президент Лукашенко в той же Астане сказал, что Украина когда-нибудь поймет, где ее счастье. Мы в это верим, потому что это наш важнейший торговый партнер, поэтому мы сохраняем ровные отношения с различными политическими силами Украины. Но мне кажется, что сейчас не этот вопрос главный, главный вопрос для Украины – это прийти в себя. И вообще, я лет на 5-10 ввел бы мораторий для Украины для присоединения к каким-то блокам, чтобы просто не раздирать эту страну. Если бы великие державы лет на десять Украину оставили бы в покое, подписали бы такое соглашение – ни на Восток, ни на Запад, тогда Украина пришла бы в себя, да и поняла где ее счастье. Но еще один важный момент: чем дольше Украину не будут принимать в ЕС, а ее туда не хотят принимать, тем больше в украинском обществе будет разочарование именно этой евроинтеграцией и будет осознание того, что нужно двигаться туда, где ее друзья, союзники, братья».

А в ответ на вопрос, какой он видит Армению в ЕАЭС, В.Гигин сказал: «Скептики есть везде, они есть и у нас, и в России, это нормальный демократический процесс. И, кстати, к ним надо прислушиваться, так как они иногда говорят очень много разумного. Ведь ты лучше выстраиваешь свою стратегию, когда слушаешь оппонента и знаешь, за что тебя критикуют.

Армению очень ждут в Евразийском союзе и, наверное, Беларусь, как никто. Объясню простым примером: Россия и Казахстан – это сырьевые нефтедобывающие и газодобывающие страны, которые импортируют нефть и газ. Беларусь – это импортер, такой же, как и Армения. Когда в ЕАЭС, где все решается, в отличие от ЕС, на паритетных условиях, появляется страна, которая импортирует нефть и газ, нам легче будет решать наши вопросы. Плюс для Армении это выход из экономической блокады. Конечно, вопрос встает с железной дорогой, но Армения в одиночку не может решить этот вопрос, может его решить лишь с коллективной помощью нынешней тройки ЕАЭС, и, думаю, что Грузия прислушивается к этому мнению. И для Армении это будет вопрос решения экономического потенциала. Ну, а самое главное, Армения присоединится к огромному 170-миллионному рынку, ведь Армения –3-миллионная страна, а такие рынки для инвесторов не всегда привлекательны. Совершенно другая ситуация, когда это 170-милионный рынок с выходом в Азию, с выходом в Китай, который очень внимательно рассматривает вопрос Евразийского экономического союза, а также идет обсуждение о создании зоны свободной торговли с Индией и Вьетнамом, а это огромный рынок. Это же зарубежные инвесторы, и им все равно, куда входить, в какой точке – в Москве, в Минске, в Астане или в Армении. Они будут рассчитывать сразу на весь этот рынок. Развитие инфраструктуры, создание общего рынка и все остальное придаст Армении дополнительный импульс, но что еще важно – это гарантия суверенитета, территориальной целостности, независимости Армении вот в этих условиях. Ни один другой блок таких гарантий Армении не даст».

Обратился В.Гигин и к заявлениям, озвученным в ходе состоявшегося 29 мая в Астане заседания Высшего Евразийского экономического совета. Отметим, заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, озвученное на заседании Высшего Евразийского экономического совета 29 мая в Астане, продолжается оставаться в политической повестке Армении. Напомним, тогда Н. Назарбаев процитировал письмо азербайджанского коллеги Ильхама Алиева и, обратившись к президенту Армении Сержу Саргсяну, отметил: «Чтобы там одного еще нашего товарища не возбуждать в Азербайджане, вы так вступали в ВТО, нужно и в Евразийский союз вступить в рамках зафиксированных в ООН границ»

«То, что эта озабоченность была высказана, к этому надо спокойно относиться, мы знаем о существовании этого конфликта. Армения состоит в СНГ, в ОДКБ, и везде она принята в международно признанных границах – в ООН, в ОБСЕ. То есть, почему условия к присоединению к Евразийскому союзу должны быть иные, чем в этих международных организациях? Все знают о существовании карабахской проблемы, идет процесс урегулирования, и это никак не затрагивает международно признанные границы Армении и проблему ее членства или участия в интеграционных сообществах», – подчеркнул он.

На вопрос о том, как отразится вступление Армении в Евразийский экономический союз на процессе урегулирования карабахского конфликта, Вадим Гигин сказал:

«ЕАЭС – это не только экономический блок, потому что буквально вчера президент Лукашенко принимал в Минске руководителей органов безопасности и специальных служб стран СНГ, и он прямо сказал, что наша экономическая интеграция неизбежно приведет к политической и военной интеграции, тем более, что военная составляющая у нас уже есть – ОДКБ. Эта организация, в том числе, и гарантирует безопасность и развитие.

Я бы не испытывал радужные иллюзии по поводу урегулирования карабахского конфликта. Большие мировые силы, которые и только могут решить этот вопрос – Россия, США и Франция, они на данный момент удовлетворены тем замороженным состоянием, которое есть. Мы знаем, о перестрелках на границе, мы знаем, что постоянно там присутствует напряженность, но, по крайней мере, это не активная горячая фаза, которая была в начале 90-х годов. Как решить эту проблему? Насколько я знаю ни у кого из великих держав рецепта нет. Пока рецепт не появится, рассчитывать на урегулирование этого вопроса не приходится. Но вполне достаточно механизмов у этих стран для того, чтобы не допустить перехода конфликта вновь в горячую фазу. Думаю, этого не допустят, однозначно. А что касается окончательного решения, приемлемого для двух сторон, его, к сожалению, нет: иногда даже такая замороженная стадия лучше, чем якобы решение, которое найдено на Балканах. Не дай Бог, потому как там вроде бы и войны нет, а посмотрите, в каком положении находятся эти страны. Поэтому то, что у Армении есть гаранты безопасности как на Западе, так и на Востоке, это уже большое достижение, и нужно ценить то, что есть сейчас».

Вадим Гигин добавил, что вступление Армении в ЕАЭС «послужит дополнительной гарантией для мира в этой части Южного Кавказа».

Отметим, что Вадим Гигин накануне, 5 июня, принял участие в прошедшей в Капане международной конференции «Регионы Армении за евразийскую интеграцию», организованной общественной организацией «Интеграция и развитие».

Автор – Лия Ходжоян

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net