Соціум

Турецкий журналист Осман Кокер переиздал книгу об обороне Муса-дага

Муса-даг

AnalitikaUA.net. Известный турецкий журналист и издатель Осман Кокер издал отредактированную книгу «Антакья, Искендерун и армяне Муса-дага». В книге рассказывается о героической обороне горы и приводятся фотографии из собрания Орландо Карло Колумело, коллекционера открыток и документов, относящихся к жизни армян в Османской империи до 1915 года. Как пишет армяно-турецкая газета Agos, в книге представлен уникальный визуальный материал, рассказывающий о жизни армян в Александретте, Антиохии и деревнях около Муса-дага.

Осман Кокер приводит свидетельства очевидцев Геноцида армян, в частности протестантского пастора в Мараше Тиграна Андреасяна, который подробно описывает оборону горы.

За 44 дня обороны Муса-дага выжило 427 младенцев, 508 девочек и 628 мальчиков. Все они были благополучно вывезено французским военным кораблем «Жанна Д’Арк» и другими вспомогательными судами.

14 сентября 1915 года 4058 армян после двухдневного плавания прибыли в Порт-Саид в Египте. Им временно разрешили остаться в лагере, пока они не найдут страну –убежище. В 1921 году некоторые из них вернулись в Александретту, находящуюся под французским мандатом, но после ухода французов многие тоже уехали. С 1939 года в провинции Хатай живут в единственном в Турции армянском селе Вакыфлы селе в предгорьях горы Моисея.

Впервые Осман Кокер привлек внимание общественности своей беспрецедентной выставкой “Моему любимому брату” в Стамбуле (Турция), в которой были представлены фотографии, принадлежащие коллекционеру Орландо Калумено и показывающие жизнь армян в Османской империи. Выставка была показана в Париже, Мюнхене, Кельне, Франкфурте и в Ереване. Кокер издал еще одну книгу “Армяне в Турции 100 лет назад”, иллюстрированную сотнями фотографий и рассказывающую о том, где и как жили армяне в Османской империи до Геноцида.

В 1996 году Осман Кокер участвовал в создании издательства армяно-турецких ежедневных газет Agos и Araz, которое также печатала книги на армянском, а также книги, переведенные с турецкого на армянский.

Осман Кокер – потомок семьи архитекторов султанов империи Синан, которые были армянами по происхождению.

«Сорок дней Муса-Дага» — исторический роман австрийского писателя еврейского происхождения Франца Верфеля, основанный на реальных событиях и изданный на 34 языках. Пораженный событиями писатель позже в одном из интервью заявил: «Оборона Муса-Дага так впечатлила меня, что я хотел помочь армянам, написав свой роман и рассказав об этих событиях всему миру».

Идея о написании книги у писателя возникла в 1929 году, когда он находился в Дамаске, где увидел армянских детей, труд которых использовался на ковровой фабрике. Непостижимая судьба армянской нации заставила Верфеля взяться за перо. Роман был написан в 1932 году, на немецком языке, на основе тщательного изучения реальных событий автором, который находился тогда в Сирии.

После выхода в 1933 году книга пользовалась большой популярностью, в результате чего она была переведена на 34 языка. После издания книги в США в 1934 году за первые две недели было продано 34000 экземпляров. Прототипом героя романа Габриэля Багратяна явился лидер сопротивления армян турецким войскам Мовсес Тер-Галустян. Среди спасенных французскими кораблями армян был священник Тигран Андреассян, ведший записи о сопротивлении, которые позже легли в основу романа.

Франц Верфель умер в США, в 1945 году, куда он бежал от Третьего рейха. Спустя годы армяне, проживавшие в Австрии и Америке, отдавая дань уважения памяти писателя, вопреки всем запретам и трудностям тех лет перевезли останки Верфеля из Калифорнии в любимую им Вену, где состоялось второе погребение. В траурной церемонии участвовала вся Вена.

Иоганнес Лепсиус (1858, Потсдам, Германия — 1926, Мерано, Италия) — германский протестантский миссионер и общественный деятель, основатель Orient Mission, организации для помощи христианам на Востоке. Своей деятельностью пытался обратить внимание мировой общественности к резне населения Западной Армении. Является автором книги «Bericht über die Lage des armenischen Volkes in der Türkei», в которой осуждал геноцид армян. Был свидетелем защиты на процессе Согомона Тейлиряна.

Республика Хатай — переходное политическое образование, формально существовавшее с 7 сентября 1938 года по 29 июня 1939 года. Оно было создано на территории Александреттского санджака французской мандатной территории Сирия и Ливан, а затем аннексировано Турецкой республикой, образовав (вместе с районами Эрзинь, Дёртъёл и Хасса) ил Хатай.

По окончании Первой мировой войны в соответствии с решениями конференции в Сан-Ремо территории Сирии и Ливана перешли под французское управление. В соответствии с франко-турецким договором 20 октября 1921 года Александреттский санджак был выделен в особую автономную административную единицу внутри французского мандата, так как в нём, помимо арабов и армян, проживало значительное количество турок. До 1925 года, пока управляемые французами территории были разделены на пять «государств», Александреттский санджак входил в состав «государства Алеппо»; после создания в 1925 году государства Сирия Александреттский санджак по-прежнему имел в его рамках особый административный статус.

Турция отказывалась признавать Александреттский санджак частью французской подмандатной территории Сирия, и в речи в Адане 15 марта 1923 года Мустафа Кемаль Ататюрк заявил, что эта территория веками была турецкой, и не может оставаться в чужих руках. Турецкие политики поставили своей целью возвращение Александреттского санджака в состав Турции по истечении французского мандата в 1935 году. Местное турецкое население начало осуществлять реформы, подобные реформам Ататюрка, формируя различные организации, поддерживающие идею объединения с Турцией.

В 1936 году Ататюрк придумал для Александреттского санджака название «Хатай», и поднял в Лиге Наций «Хатайский вопрос». По поручению Лиги Наций представители Бельгии, Великобритании, Нидерландов, Турции и Франции написали для Хатая конституцию, в соответствии с которой он становился автономным санджаком в составе Сирии. Несмотря на некоторые межэтнические конфликты, в середине 1938 года прошли выборы в Законодательную ассамблею, в соответствии с которыми из 40 мест 22 получили турки, 9 — арабы-алавиты, 5 — армяне, 2 — арабы-сунниты, 2 — арабы-православные.

6 сентября 1938 года была принята конституция, которая во многом походила на ту, что была написана представителями Лиги Наций для Александреттского санджака. Конституция определяла территорию Александреттского санджака как независимое «государство Хатай», с турецким языком в качестве государственного и французским — в качестве вспомогательного; в арабских школах разрешалось изучение арабского языка. 7 сентября 1938 года Хатай утвердил в качестве государственного предложенный Ататюрком вариант флага. 6 февраля 1939 года Хатайская Законодательная ассамблея приняла все турецкие законы, а 13 марта 1939 года сделала турецкую лиру официальной денежной единицей.

29 июня 1939 года государство Хатай было аннексировано Турцией.

Источник: PanArmenian