FreeStyleВажливе

В Украине падают цены на топливо: когда ждать подорожания

Автомобилисты видят своими глазами, как упала цена на топливо. Данный тренд наблюдается с начала 2023 года. Но у экспертов есть опасения, что уже весной ситуация кардинально изменится.

Сколько сейчас стоит топливо

Согласно данным Консалтинговой группы А-95, если 27 декабря 2022 средняя розничная цена в Украине бензина А-95 составляла 52,38 гривны/литр, то уже 17 января 2023 она упала до 50,7 грн/л. Дизельное топливо за этот период подешевело с 55,14 грн/литр до 54,36 грн/л.

Цены на автомобильный газ менялись несколько иначе, но в целом этот вид топлива также дешевеет в последнее время. Еще 6 января средняя цена автогаза на АЗС составила 29,34 грн/л, а 17 января она была уже на уровне 28,15 грн/л.

Что касается свежих цен, то в понедельник, 23 января, средние цены на топливо в Украине не изменились, как и накануне.

Премиальный бензин марки A-95+ реализуют в среднем по 51,3 грн/л.

Стоимость популярного A-95 на сегодняшний день – 49,6 грн/л, а бензин А-92 стоит 48,65 грн/л.

Литр дизельного горючего на АЗС предлагают по 53,35 грн/л, автогаза – по 27,34 грн/л.

Минимальная стоимость A-95 в сетях АЗС – 45 грн/л, максимальная – 52 грн/л.

Бензин марки A-92 продают по меньшей мере по 44 грн/л, максимум – по 50 грн/л.

Диапазон цен на дизельное топливо – от 50,5 до 58 грн за литр, на автогаз – от 24,85 до 37 грн за литр.

Почему подешевело топливо

Снижение цен на топливо произошло из-за удешевления нефти после новогодних праздников, рассказал экономический эксперт Геннадий Рябцев. Цена нефти марки Brent после нового года опустилась с 85,99 доллара за баррель до 77,96 доллара.

«Из-за нисходящего тренда на рынке нефти в Европе подешевели нефтепродукты, откуда закупают топливо все украинские трейдеры. Благодаря этому удалось избежать прогнозируемого скачка цен на новогодние и рождественские праздники», — говорит эксперт в комментарии 24 каналу.

Снижение цен в Украине также происходит из-за наращивания поставок накануне европейского эмбарго нефтепродуктов.

«В результате динамических поставок цены падают. Многие украинские сети имеют запас на 20–25 дней. Подготовка к антироссийскому эмбарго на нефтепродукты продолжается», – отмечает директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

К «стабилизации» цен приложили руку и отечественные трейдеры, говорит эксперт «Нефтерынка» Александр Сиренко.

«Признаки проседания цен на рынке горючего были заметны уже в конце 2022 года. В связи со снижением мировых цен на нефть начала снижаться и оптовая цена нефтепродуктов. Между тем розничные сети продолжали поддерживать высокие цены на топливо, несмотря на то, что рыночных причин этому не было», — говорит эксперт в комментарии Апострофу.

Впрочем, в середине зимы из-за того, что в настоящее время на рынке существует минимальный спрос, владельцы сетей пошли на снижение розничных цен для того, чтобы поддержать движение товара, отмечает Сиренко.

При этом наблюдается ситуация, когда цены одного продукта могут отличаться от сети к сети в пределах 5 гривен на литре.

«Хотя оснований для такой разницы практически нет, поскольку сейчас все операторы покупают топливо только на европейском рынке и доставляют его в Украину одними и теми же путями. Стоимость товара, его качество и логистические затраты для всех одинаковы, поэтому и конечные цены должны не отличаться между собой. Некоторая разница в оптовой цене может возникать только в зависимости от размера закупки — для крупных партий цена ниже. Однако мы сейчас видим, что как раз крупные импортеры держат самую высокую цену на своих АЗС», — говорит эксперт.

Весной готовимся к значительному росту

5 февраля заработают санкционные ограничения ЕС на нефтепродукты из РФ. Издание Reuters, ссылаясь на российского чиновника, отмечает, что эмбарго ЕС на нефтепродукты из России может ударить по экономике страны сильнее, чем нефтяные ограничения. Поэтому в стране-агрессоре прогнозируют уменьшение объемов переработки нефти на 15% из-за санкций.

Но ограничения также ударят и по мировому рынку. Эксперты прогнозируют, что весной начнется рост цен на топливо.

«5 февраля ничего не будет, это уже сейчас понятно, потому что все подготовились. Украинские заправочные сети залиты горючим где-то на ближайший месяц. Какие-то запасы уже есть. И мы видим, что оперативные январские поставки очень велики. Поэтому мы накапливаем топливо, и это тоже делают европейцы, беря и закупая и российское горючее, пока оно еще не запрещено. При этом январь и февраль — месяцы минимального потребления, мы их пройдем, я уверен, вообще без каких-либо проблем. А вот в марте, когда эти запасы начнут иссякать и надо будет новые поставки делать, то поступят ли те поставки, все ли они поступят, своевременно ли они поступят, какая будет на них цена? Вот здесь уже будет больше вопросов. Считаю, это будет ближе к апрелю, начнутся какие-то события», – говорит Сергей Куюн в интервью сайту Обозреватель.

Но Куюн не стал прогнозировать, сколько может стоить нефть, ведь делать такие прогнозы очень тяжело, ведь не было никогда до сих пор таких эмбарго и ценового потолка на нефть.

«Поэтому сюрпризы будут, будет очень напряженный период, и, я думаю, что первое полугодие будет напряженным», — говорит он.

В свою очередь, Геннадий Рябцев считает, что в результате эмбарго может возникнуть нехватка ресурса на спотовом рынке.

«Дело в том, что все украинские трейдеры осуществляют именно спотовые закупки на рынке со дня на день. Сейчас ни у одного украинского трейдера нет долгосрочного контракта», – добавляет эксперт.

После того, как эмбарго на нефтепродукты заработает, самый большой дефицит может касаться дизельного горючего.

Но есть и оптимистичные ожидания. Как отметил вице-президент сети ОККО Юрий Кучабский, последствия запрета на российское горючее в Европе не будут катастрофическими для украинского рынка.

«Это только вопрос цены: мы пойдем и заплатим на $50 дороже, но привезем, чтобы горючее было, и все. Я не Павел Глоба, я не могу всего спрогнозировать, но мое ощущение, мое видение, что кризис не должен повториться. Да, может быть дискомфорт, но клиент этого не ощутит», — сказал Юрий Кучабский.

Впрочем, по его словам, такая ситуация мешает украинским трейдерам подписывать долгосрочные контракты с европейскими поставщиками, операторам удается законтрактовать максимум только 3-месячные контракты.

«На дольше они не могут спрогнозировать. Тем более, что рынки соседних стран, Польши той же самой, Румынии, ныне так же импортозависимы, и они также обеспечивают себя импортом. И все, что нам удается привезти оттуда, мы привозим или транзитом, или замещением. То есть они себе импортируют, а нам из другого региона отдают, оптимизируя логистику. Вот так оно происходит», — пояснил Кучабский.

Валерия Шипуля

Источник: КорреспонденТ.net
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube

AnalitikaUA.net