Турецкое протестное движение не имеет социально-экономической подоплеки
AnalitikaUA.net. Тем не менее, фактом является то, что именно в момент появления «феномена парка Гези» в национальной экономике страны стали проявляться негативные тенденции. На днях состоялся первый рекорд: до самого низкого уровня в истории страны рухнул курс национальной валюты лиры. По данным The Wall Street Journal, на семи аукционах, проведенных в один день, Турция продала валюту на сумму 2 млрд. 250 млн. долларов, что означает 5% всех ее валютных резервов. (Общий объем резервов иностранной валюты Турции составляет менее 45 млрд. долларов). Теперь центральный банк Турецкой республики пытается определить, сколько сил и времени у него осталось для того, чтобы перейти к повышению ставок. Если такое произойдет, то это негативно скажется на темпах экономического роста, поскольку появляется серьезный риск инфляции, которая фактически уже началась. Неслучайно турки все чаще вспоминают о том, как в 2001 году экономика этой страны была на грани коллапса: инфляция достигала 80%, а турецкая лира обесценилась почти что вдвое, что тогда привело к власти ныне правящую партия Справедливости и развития.
Второй рекорд. Согласно данным Института статистики Турции (TurkStat), в мае 2013 дефицит текущего счета увеличился на 41,7 % по сравнению с тем же месяцем 2012 года. В письменном заявлении министр экономики Турции Зафера Чаглаяна констатируется: в конце 2013 года уровень дефицита текущего счета составит около 60,7 млрд. долларов. В 2012 году этот показатель составлял 48,8 млрд. Газета Today`s Zaman отмечает, что дефицит внешней торговли Турции возникает преимущественно из-за зависимости от импорта нефти и природного газа, цена на которые растет по причине ближневосточных потрясений, в которых Турция сама же принимает активное участие.
Но эти факторы не имеют прямого отношения к протестному движению в Турции, кроме одного — туризма. Как сообщил первый заместитель министра культуры и туризма Турции Озгюр Озаслан, протесты серьезно подорвали международный имидж Стамбула, где были отменены многие престижные мероприятия. Даже россияне, которые, как правило, не пугаются различных «народных волнений», снизили посещение Стамбула на 20%. В целом, согласно данным председателя Федерации отельеров Турции Османа Айыка, протесты в крупных городах страны повлияли на принятие решения 40% туристов о приобретении горящих туров и заблаговременном бронировании на вторую половину года. Эксперты полагают, что для восстановления позиций в сфере туризма Турции понадобиться – и то при благоприятных условиях – от трех до пяти лет.
Дальнейший ход событий в Турции зависит от многих причин, в том числе и от протестного движения. Оно не прекращается, обрастая новыми политическими символами. Один из них — погибший в столкновении с полицией в турецком городе Эскишехир Исмаил Коркмаз. В этой связи в некоторых городах Турции произошло столкновение сил правопорядка с демонстрантами. Это свидетельствует о том, что движение парка Гази все больше и больше эволюционирует в сторону широкого политического протеста.
В то же время правящая партия продолжает осуществлять самоуверенные меры. На днях парламент Турции лишил Палату архитекторов и градостроителей, а также другие профессиональные союзы права самостоятельно утверждать строительные проекты, хотя региональный суд Стамбула вынес решение о незаконности реконструкции парка Гези.
На наш взгляд, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган начинает действовать импульсивно, теряя при этом экономическую опору, которая ранее позволяла ему расправиться с военной оппозицией, организовывать смелые наступления на неугодные другие политические силы. Более того, как считает профессор политологии Университета Bahcesehir в Стамбуле Ченгиз Актар, правящая партия «остановила первоначальный сценарий реформ, трансформировав его в варианты удержания власти». Переговорный процесс о вступлении в ЕС со стороны Турции был направлен на то, чтобы заставить Брюссель принять именно такой сценарий преобразований, поскольку он якобы обеспечивал стране серьёзный экономический подъём. Однако Европа не попалась «на крючок» Эрдогана, что проявилось в ее поддержке в Турции протестного движения. Все идет к тому, что Запад намерен проколоть накачиваемый им в течение последнего десятилетия «турецкий пузырь».
Поэтому складывается устойчивое ощущение, что Эрдогана «ведут» по сценарию экс- президента Египта Мурси. Чем больше глава правительства Турции увлекается агрессивной риторикой в общении через СМИ с участниками протестного движения, тем больше в Европе появляется сомнений в «экономических успехах» Турции.
Сейчас правящая партия Справедливости и развития главную ставку делает на предстоящие региональные и парламентские выборы, полагая, что одержит политическую победу и начнет новый рывок в экономике. Но выборы в Турции сами по себе уже ничего решат. Они лишь могут привести к появлению нового инструмента для оппозиции, которая при прямой поддержке Запада будет продвигать проект» уже «новой Турции». Суть интриги пока только в том, какая именно новая политическая сила вырвется наружу:то ли ренегаты из правящей партии- «дворцовый переворот», то ли те, кто стоит за спиной протестного движения и пока не проявляет себя публично- «деревянная революция » и полная смена политической элиты в стране. Станислав Тарасов, iarex.ru