Севанскую форель в Армении будут разводить в промышленных масштабах
AnalitikaUA.net. Армянские ихтиологи спасли от вымирания сразу несколько видов редкой севанской форели. Свое название эта рыба получила благодаря высокогорному озеру Севан, в котором она водится. В 70-е популяция почти исчезла. А сегодня на озере успешно работает пилотный проект по искусственному разведению форели. Теперь рыбозаводчики говорят о добыче в промышленных масштабах не менее чем 30 тысяч тонн рыбы в год, сообщает телеканал «МИР 24».
Главный специалист садкового хозяйства Севак Бояхчян показывает новинку. В садке выращивают севанскую форель гехаркуни.
«С августа 2013 года мы начали выращивать мальков в садке. 150-граммовые рыбы за год достигли 650 граммов. Это хороший показатель для этого подвида форели, ведь мы закупаем корм у лучших европейских производителей», — сказал Бояхчян.
Пока это только пилотный проект. В разных частях озера оборудовали восемь таких небольших садков. Зимой пройти на территорию садка достаточно опасно — понтон обледенел, да и волны сильно раскачивают. Однако и с берега видно, что рыбы фактически находятся в сетчатом стаканчике, уплыть в озеро они не смогут.
Часть рыбы, которую здесь вырастят, будут отправлять на рынок. Остальная часть пойдет на восполнение запасов форели в Севане. За 10 лет в озеро выпустят 60 миллионов мальков.
Форели в Севане почти не осталось еще в 70-е. Два вида тогда исчезли совсем, а другие два вида занесены в Красную книгу. А ведь когда-то вкус форели из высокогорного озера Севан знали во всем мире. Даже Уинстон Черчилль был большим любителем севанского ишхана, то есть князь-рыбы, как говорят в Армении.
Роковым для популяции форели стало постановление политбюро Компартии в 30-е годы — о строительстве Севано-Разданского каскада. Тогда воды Севана решили использовать для орошения полей и выработки электроэнергии. В итоге уровень озера понизился почти на 20 метров.
Севанская форель гехаркуни с черными характерными пятнами – эндемик Армении. Именно ее и другой подвид – форель летнюю — ихтиолог Айказ Рубинян в начале нулевых буквально спас от полного исчезновения.
«В 2004 году 30-40 штук поймали в одном высокогорном озере Гехаркуни и получили от нее первую икру. Из этих сорока у нас получилось маточное стадо, и сейчас у нас около 4000 голов самок и самцов, которые ежегодно дают икру», — рассказал доцент биологических наук института гидрологии и ихтиологии Армении Айказ Рубинян.
В кабинете директора национального парка Севан нет ни единого свободного места. Здесь идет обсуждение нового проекта по восстановлению запасов форели.
«Фактически это будет огромный завод, огромное рыбное хозяйство. Севан превращается в фабрику для выращивания рыб», — говорит экс-директор национального парка Гагик Сухудян.
Однако часть экологов выступила категорически против. По их мнению, планы слишком грандиозные. В лучшие годы общий объем рыбы не превышал 30 тысяч тонн в год, а сейчас садковые хозяйства хотят производить едва ли не в два раза больше — 50 тысяч тонн. Такого количества рыбы в Севане еще не было.
«Я по собственному опыту знаю, что на выращивание 100 кг рыбы бывают выбросы азота и фосфора. А те 50 тысяч тонн — это очень большая нагрузка будет на озеро. Расчеты элементарные, можно сделать», — отмечает ихтиолог Рубинян.
Экологи предлагают сделать так, чтобы рыба размножались в естественной среде. Но это вряд ли получится. Форель нерестится в верховьях рек, а люди давно изменили их русла, построили ГЭС или просто загрязнили выбросами канализации. Специалисты решили, что будут использовать альтернативный метод. Его уже опробовали в конце 80-х.
«В устьях ставятся ловушки, вылавливается маточное стадо, берется икра, оплодотворяется и посылается на рыбзаводы, где идет инкубация, а потом полученных мальков выпускают в озеро. Тем самым мы спасали маточное стадо и спасали мальков», — рассказал заместитель директора Института гидрологии и ихтиологии Армении Борис Габриелян.
Вернуть форель в Севан ученые пытаются уже не первый год. Регулярно в озеро выпускают мальков. Но все напрасно. Причина тому -браконьерство. На Севане запрещен любой вид рыбалки, однако запреты рыбаков не останавливают. По всей береговой зоне Севана растянулась вереница небольших кафе и ресторанов. Именно они, в основном, и закупают рыбу у браконьеров. Именно поэтому съемочной группе «МИР 24» не удалось получить разрешение на съемку.
Цена форели, выращенной в садковых хозяйствах, будет гораздо ниже той, что продают на черном рынке. Покупать рыбу у браконьеров станет просто невыгодно. Впрочем, рыбаки в обиде не останутся, здесь каждый получит работу.
«Согласно проекту, к концу 2023 года в садковых хозяйствах будет работать около шести тысяч человек. Это решит проблему занятости в области, ведь многие рыбаки вынуждены заниматься браконьерством для того, чтобы прокормить свою семью», — сказал главный эксперт Центра содействия производства армянской продукции Эдвард Геворкян.
По подсчетам ученых, возраст Севана — 25 тысяч лет. Период расцвета давно позади, и сейчас озеро переживает не самые лучшие времена. Восстановлением запасов форели занимается международная независимая комиссия. Эксперты понимают — в отношении Севана, измученного экспериментами, ошибки быть не должно.