СМИ: Аратта — первое и самое древнее армянское государство, упоминаемое в шумерской мифологии
Когда в XIX веке развивающаяся наука стремительно освобождалась от пут религиозного мировоззрения, все датировки стали меняться кардинально, пишет Армен Петросян на страницах armeniasputnik.am.
В Библии не написано, сколько лет существует Земля и человечество. Тем не менее, в средние века богословы сложили длительность жизней всех патриархов Библии и получили, что Земле не более 7 тысяч лет. Естественно, что к XIX веку эти догмы были отброшены, и все датировки планеты стали сильно увеличиваться, доходя до многих миллионов и миллиардов лет. Следом двинулись и все датировки истории.
Процесс этот сегодня далеко не закончен и все так же продолжается. За последние четверть века, например, оказалось, что Шенгавитская, как и вся Куро-араксская культура (около 4000 — 2200 гг. до н. э.), частью которой она является, как минимум на тысячу лет старше.
Статьи о том, что какие-то археологические объекты, города, памятники на поверку оказались древнее, появляются чуть ли не каждую неделю со всех концов мира. Тенденция вполне очевидна. Но если мы попробуем посмотреть с этой точки зрения на историю Армении, то это будет напоминать анекдот с фразой «вы будете смеяться». Вопреки тому, что все становится более древним и удлиняется, за несколько прошедших веков история армянского народа, наоборот, стала более молодой и укоротилась.
Историография от Хоренаци до Чамчяна
После того, как в V веке Мовсес Хоренаци заложил основы армянской историографии, переведя заодно на армянский и все, что осталось от сборников письменной истории Древнего Египта и Шумера, большинство армянских историков писали летописи событий своих времен, иногда пересказывая предшественников. Кульминацию пост-средневековой армянской историографии создал армянский богослов, историк и языковед Микаэл Чамчян.
Причем он попытался дать и датировки, разумеется, с учетом общей библейской хронологии, не превышающей 7 тысяч лет от сотворения мира.
Трехтомное сочинение Чамчяна «История Армении с начала мироздания до года Господня 1784» доктор исторических наук С. Погосян назвал «шедевром литературной и научной деятельности Микаэла Чамчяна и армянской историографии XVIII века».
В своем труде Чамчян использовал не только греко-римские источники, но и многочисленные памятные записи — ишатакараны, имеющиеся в армянских средневековых рукописях. Первый том сочинения охватывает период от возникновения армянского народа до падения династии Аршакидов. Сам Чамчян был глубоко убежден, что ни один народ не имеет о своем происхождении и раннем периоде своей истории таких достоверных сведений, как армяне.
Конечно, сегодня нет смысла обсуждать, насколько была верна его хронология, и как она соотносилась с библейской. Это уже давно не актуально. Но интересно посмотреть на общий процесс изменения датировок.
Согласно «Хронологической таблице» Микаэла Чамчяна, в 2107 г. до н.э. году вождь и родоначальник армянского народа Айк Наапет (Հայկ Նահապետ) разбил в сражении юго-восточнее озера Ван войска вавилонского тирана Бэла, создал Армянское государство и положил своим правлением начало царской династии Айказуни. То есть, в конце XVIII века считалось, что Армения и армяне уходят в древность на 4 тысячи лет с небольшим.
Теперь сравним с тем, что получается через 2 столетия – в конце XX и начале XXI веков. Сегодня официально утверждается, что этногенез армян проходил где-то с конца второго тысячелетия до н. э. до середины первого тысячелетия до н. э. То есть, не более 3 тысяч лет. Каким образом так получилось, и куда делась тысяча лет?
В поисках тысячелетий
Из армянских царей — потомков Айка Наапета — в истории Хоренаци имена некоторых совпадают с приведенными в клинописях. Например, Хоренаци особо выделил Арама, и в ассирийских надписях первым из Араратских царей (Урарту) упоминается Арам. В хронологии Чамчяна он представлен как Арам I Великий, с датировками 1828—1770 до н. э.
Хоренаци о нем пишет: «Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях, он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы — Арменик. … мы … согласились вкратце изложить историю войн Арама Хайкида. То был, как указывает тот же летописец, муж трудолюбивый и любящий отечество, готовый скорее умереть за родину, чем видеть чужеродных сынов, попирающих родные пределы, и инородных мужей, властвующих над его кровными сородичами».
Сегодня историки считают, что речь идет об Араму или Араме (Арама, Арам) — это первый известный царь объединенного Урарту, с него собственно и начинается династия урартских царей. Он правил около 860—844 гг. до н. э. и являлся современником царя Ассирии Салманасара III, который неоднократно предпринимал военные походы против Урарту.
Биография Араму известна нам исключительно благодаря сохранившимся ассирийским клинописным текстам. Историки полагают, что именно память об Араму сохранилась в более поздней армянской исторической традиции раннего средневековья Мовсеса Хоренаци (V век н. э.) и Себеоса (VII век). Но в их книгах Арам предстает в виде вовсе не урартского, а армянского монарха и великого правителя. И кстати, имя Арам тоже не урартское, оно имеет армянское происхождение и связано с праиндоевропейским корнем *rēmo- , что означает «черный», а этимологически также связано с индийским именем Рама.
Араму был современником и одним из военных противников ассирийского царя Салманасара III (правил ок. 859—824 гг. до н. э.), который часто упоминал Араму в летописях в связи со своими победными походами против урартов. И тут есть явное противоречие.
Ассириец постоянно хвастается своими успехами, заявляет, что разграбил и сжег все поселения Урарту от истока Тигра до истока Евфрата. А Хоренаци пишет про Арама, что тот «раздвинул пределы Армении во все стороны». Как это понимать? Обязательно ли считать, что каждый хвалит сам себя, громко расписывает свои победы и «скромно» умалчивает о поражениях? Не более логично считать, что это вообще разные цари, жившие в разных веках или даже тысячелетиях? В конце концов, раз уж имя Арам армянское, то вполне могут быть несколько царей с этим именем.
С помощью шумерских источников
Но современные историки не могут назвать армянских царей, правивших в 1828—1770 до н. э. Хотя всем известно, что еще за тысячу лет до этого, согласно шумерским источникам, в государстве Аратта на Армянском нагорье был правитель и даже названо его имя.
Аратта — первое и самое древнее армянское государство, упоминаемое в шумерской мифологии. О нем подробнее рассказывается в 2 поэмах: «Энмеркар и повелитель Аратты» —древнейшее произведение этого жанра в шумерской литературе, и «Эн-Меркар и Энсукушсиранна».
Эн-Меркар — полулегендарный правитель шумерского города Урука, правивший в начале XXVII века до н. э. Во втором сказании называется имя правителя Аратты — Энсукушсиранна. Названы имена и других действующих лиц: «первого министра» Аратты зовут Ансиггариа, а высокого жреца «машмаша» — Ургирнунна. Хотя никаких других письменных сведений об этом периоде больше нет, но факт в том, что еще в начале 3 тысячелетия до н. э. были цари. Данные о более ранних временах дают лингвистика и палеогенетика.
Период отделения армянского языка от протоиндоевропейского языковеды возводят к концу 4 тысячелетия до н. э., а данные генетики дают датировки еще раньше на 2 тысячелетия, относящиеся к 6 тысячелетию до н. э., то есть за 8 тысяч лет до нас. То есть, как говорят результаты ДНК-генеалогии, армянский генотип сложился уже 8 тысяч лет назад, и стал повсеместным в исторической Армении 4 тысячи лет назад.
Это означает не только то, что армяне — автохтонный народ, но и то, что древнейшие государства здесь существовали 4-5 тысяч лет назад, о чем неоспоримо свидетельствуют и шумерские предания. Значит ли это, что теперь нам придется вернуться к «Хронологической таблице» Микаэла Чамчяна?
Парадокс в том, что данные шумерологии, лингвистики и палеогенетики отодвигают древность армян еще на одну или даже несколько тысяч лет по сравнению с таблицей Чамчяна. То есть она тоже устарела, но совсем не в пользу укорочения, а наоборот – удлинения, тем самым подтвердив основную тенденцию современной исторической науки в том плане, что на самом деле все оказывается значительно древнее, чем считали еще полвека назад.
А какие еще были цари и правители в этой реальной и более древней истории Армении, какие перемены, войны и другие события в ней происходили – все это предстоит выяснить историкам уже следующих поколений.