Турция прилагает усилия, чтобы использовать небольшое преимущество, полученное по итогам карабахской войны, для усиления своего влияния на Южном Кавказе. Об этом и.о. научного руководителя Института востоковедения НАН Армении, академик Рубен Сафрастян заявил в интервью Sputnik Армения.
По мнению Сафрастяна, ирано-турецкие отношения на Ближнем и Среднем Востоке в разрезе столетия переживают наиболее интересный период, учитывая как историческое прошлое этих государств, так и нынешние реалии.
Как отметил востоковед, хотя отношения между Тегераном и Анкарой периодически обострялись, стороны избегали прямой конфронтации. Нужно учесть, что как бы то ни было, у этих двух стран есть как общие интересы, так и рычаги давления друг на друга.
«У Турции и Ирана есть возможность влиять друг на друга. Турция, например, использует в своих целях тюркоязычное население севера Ирана и распространяет в этом регионе идеологию пантюркизма. Там же действуют тюркские организации, которые подчиняются Анкаре. Хотя надо отметить, что Иран последовательно борется с этим явлением. Тегеран в свою очередь использует курдский фактор против Турции. Однако обеим странам удается сохранять баланс в отношениях, каждая из них готова на компромисс, если возникает угроза перехода «красной линии»,– отметил тюрколог.
С точки зрения Сафрастяна, пассивность Ирана в ходе карабахской войны и отсутствие реакции на действия Турции объясняется тем, что Анкара в период введения американских санкций против Тегерана не только не присоединилась к действиям США, но, наоборот, не подчинилась указаниям Вашингтона. С другой стороны, высока вероятность того, что новая администрация США во главе с президентом Джо Байденом смягчит политику в отношении Тегерана, следовательно, ирано-турецкие отношения в ближайшие месяцы вступят в стадию неопределенности.
«Турция прилагает усилия, чтобы использовать небольшое преимущество, полученное по итогам карабахской войны, для усиления влияния на Южном Кавказе, и в качестве инструмента выдвигает идею платформы мира и сотрудничества в регионе, что представляет собой продолжение предложения, прозвучавшего еще в 2008 году. Изначально предполагалось привлечь к участию в платформе США, Россию, Турцию и три закавказских государства, однако это был хитрый шаг Анкары, поскольку она очень быстро вытеснила американцев из региона», – заметил тюрколог.
По словам Сафрастяна, хотя Турция учитывает иранский фактор в региональных программах, тем не менее, судя по исследованиям в ИРИ, официальный Тегеран прекрасно понимает опасность пантюркизма.
Напомним, в декабре 2020 года турецкий лидер, находясь с визитом в Баку, заявил о возможности создания платформы, которая бы включила Азербайджан, Турцию, Россию, Иран, Грузию и Армению. Тегеран приветствовал эту идею, заверив в готовности содействовать шагам по укреплению мира в регионе.