Barclays представил исследование по экономике Армении для инвесторов
Правительство Армении решительно настроено на проведение структурных изменений, хотя еще предстоит выяснить, есть ли у него политическая воля трансформировать экономику, говорится в исследовании банка Barclays, имеющемся в распоряжении агентства «АРКА».
В данном исследовании аналитики банка представили как наиболее заметные достижения правительства Никола Пашиняна, так и задачи, которые еще предстоит решить.
Фискальная корректировка приветствуется
Согласно исследованию, наиболее значимым является применение фискального правила, способствующего сокращению дефицита бюджета и государственного долга.
Благодаря технической помощи МВФ Армения внесла некоторые изменения в налоговое законодательство в конце 2017 года, и результаты этого уже ощутимы. В связи с повышением уровня государственного долга, правительство было вынуждено ужесточить фискальную политику. По фискальному законодательству Армении, величина госдолга не должна превышать 60% от ВВП. (Если показатель долга приближается к этому пределу, автоматически начинает действовать корректирующий механизм, который ограничивает размер дефицита бюджета). В результате вступления в силу фискального правила, дефицит бюджета резко снизился за последний год и в настоящее время перешел в профицит. Это помогло снизить степень задолженности с 59% до 53% в ВВП. Однако следует отметить, что значительная часть сокращения расходов произошла за счет резкого сокращения капитальных расходов бюджета, что не способствует росту.
В то же время экономика Армении, поддерживаемая значительным ростом потребительских расходов, зарекомендовала себя с позитивной стороны. ВВП вырос на 6,9% в первой половине 2019 года по сравнению с 5,2% в 2018 году. Отмечаются также признаки восстановления роста экспорта после 2018 года.
Дефицит дефициту рознь
Хотя торговый дефицит немного сократился, ухудшение состояния других счетов привело к дальнейшему увеличению дефицита счета текущих операций. Дефицит достиг примерно 9,5% ВВП ко 2 кварталу 2019 года. Это делает Армению уязвимой в случае внешнего шока. Однако есть и хорошая новость — трехлетнее резервное соглашение с МВФ на сумму $248 млн., заключенное в мае, позволит обеспечить столь необходимую поддержку при таком сценарии. Это означает, что власти могут подать заявку на использование части кредитной линии в случае необходимости. Кроме того, Армения согласовала со Всемирным Банком новую Рамочную программу партнерства, которая позволит привлечь дополнительные $300-400 млн. до 2023 года. Таким образом, допфинансирование ВБ и программа МВФ станут важной основой для проведения реформ в стране.
Рейтинги Fitch и Moody’s
В августе международное рейтинговое агентство Moody’s повысило рейтинг Армении до Ba3 (со стабильным прогнозом) с B1 (с позитивным прогнозом) на фоне улучшений в драйверах роста, стабилизации макроэкономической политики и мер по укреплению государственных финансов. Агентство подчеркивает важность продолжения реализации реформ для дальнейшего улучшения.
По мнению аналитиков Barclays, Fitch, который присвоил Армении рейтинг B+ с позитивным прогнозом, вероятно, 22 ноября последует примеру Moody’s . Обновление рейтинга со стороны Fitch обусловлено двумя событиями – совершенствованием основ экономической политики, укреплением управления и институциональной эффективности, а также изменением соотношения госдолга к ВВП. Возможное повышение 22 ноября рейтинга Fitch (как и августовского) может стать позитивным катализатором спредов в Армении, считают в банке.
Плохой импульс для инвесторов
Новое правительство приняло амбициозную программу реформ в начале этого года, которая может значительно увеличить потенциальный рост ВВП, если ее выполнить.
При этом аналитики Barclays отмечают медленный темп преобразований и отсутствие четкости программы. Были отмечены также сложности в плане ее реализации. В частности, в отчете банка говорится, что премьер-министр Пашинян не спешит ратифицировать Стамбульскую конвенцию или разрешить конфликт на Амулсарском золотом руднике. По мнению аналитиков Barclays, это происходит отчасти из-за нежелания правительства принимать непопулярные решения (консервативная часть общества Армении выступает против Стамбульской конвенции, в то время как работы на руднике Амулсар остановлены из-за экологических протестов).
«Это ключевой момент, который может иметь важные последствия для готовности иностранных компаний инвестировать в армянские проекты в будущем, и, таким образом, нерешительность премьер-министра Пашиняна может стать поводом для неверных сигналов», считают в банке.
Программа – есть, конкретики — нет
Программа правительства направлена на преобразование как экономической, так и политической систем в Армении: укрепление институтов страны и верховенства закона, а также улучшение деловой среды и ускорение экономического роста.
Среди немногих конкретных целей правительства на 2019 — 2023 гг. – увеличение инвестиций в ВВП до 23-25% против нынешних примерно 20% и доли экспорта до 43-45% в ВВП вместо нынешних 37%.
Однако, как следует из отчета, мало деталей о том, как это будет достигнуто, и практически нет количественных целей в других частях программы.
Для отслеживания прогресса в деятельности правительства следует внимательно следить за рядом факторов: урегулированием конфликта в Амулсаре, исполнением бюджета 2020 года (будет ли инвестиционная часть реализована успешнее, чем в 2019 году) и развитием антикоррупционного законодательства в соответствии с требованиями МВФ.
Оперативность действий правительства для соответствия требуемым критериям МВФ также является ключевой: миссия МВФ посетила Армению в конце сентября, и первый обзор в рамках текущей программы должен быть опубликован в ближайшее время. В целом, эти недостатки напоминают о том, что стабильные отношения с МВФ являются ключевыми для поддержания Армении на правильном пути и устранения внешней уязвимости.
Есть потенциал роста, но темпы ниже ожидаемых
Хотя сокращение дефицита бюджета в прошлом году обнадеживает, но оно было непропорциональным, что обусловлено снижением капитальных расходов. Это противоречит тому, что должно делать правительство, если оно хочет стимулировать инвестиции. По неподтвержденным данным, одним из препятствий для осуществления бюджетных капитальных расходов является то, что в прошлом такие расходы были связаны с коррупцией, отсюда нежелание нового правительства продвигать запланированные проекты. Следует признать, что проект бюджета на 2020 год является более перспективным в этом смысле, поскольку расходы на инфраструктуру и другие капитальные расходы будут расти, а расходы на оборону — снижаться. Но список реализации общественных проектов до сих пор был плохим.
В целом, если проводить соответствующую политику, потенциальный рост Армении может существенно возрасти, но темпы прогресса пока ниже, чем можно было ожидать, учитывая большие надежды на быстрое преобразование после революции 2018 года.
Резюме
В последние кварталы экономика Армении развивалась быстрыми темпами, однако она продолжает оставаться достаточно уязвимой. Валютные резервы очень низки, страна по-прежнему сильно зависит от притока денежных переводов, который составляет около 10% от ВВП в год. В то же время нет признаков роста ПИИ, а уровень инвестиций в государственный сектор остается низким, поскольку новое правительство колеблется в вопросе реализации проектов финансирования.
Если Fitch повысит рейтинг Армении до BB- в ноябре, то такое потенциальное повышение может стать позитивным катализатором для спредов Армении, считают аналитики Barclays.
Источник: Арка
Подписывайтесь на наши соцсети: YouTube | Facebook | YouTube