В следующем году – на Арарате
AnalitikaUA.net. Информационно-аналитическое агентство NEWS.am продолжает проект «Армения глазами Арианы»: Ариана Каоили расскажет о своих многочисленных поездках в Армению, об опыте, полученном в ходе работы и проживания в стране, а также поделится своими впечатлениями:
В следующем году – на Арарате
Возглавивший хит-парады в 1951 году самый популярный хит Розмари Клуни «Come on-a My House» («Приди в мой дом») в один прекрасный американский день был невинно написан кузенами Россом Багдасаряном (создатель группы «Элвин и бурундуки») и бессмертным писателем Уильямом Сарояном. Песня, чья мелодия берет начало от армянской народной песни, является призывом к дружескому общению в самом святом месте – доме с изобилием тортов, конфет, абрикосов и, конечно, гранатов.
Наступила зима, и Новый год на носу. Листья приобрели более темный оттенок красного, с каждым днем становясь ближе к «высохшему» коричневому цвету. Арарат кажется более величественным. Пришитый к воротнику земли как величественная голова, он сидит неприступно на древнем престоле – на земле, из которой произошли народы и к которой стекаются люди для поклонения. Его незаметная, заснеженная корона бросает неизбежную тень на всем пути от моста Ахтанак до берегов Севана и травянистых долин Ширака, а также вдоль лысеющих участков Аштарака. Он возвышается над городом как напоминание того, что когда-то было и что может быть.
При разговоре с большинством армян по всему городу кажется, что период Нового года является временем всеобщего нытья: это время мрачнее, более удручающее, всем постоянно холодно, они видят одни и те же остатки свиного окорока в течение семи дней, их кредит растянулся далеко за пределы их будущих денежных потоков, и лица на улицах сжимаются. Холод подавляет искренность, превращая ее не более чем в спешную полуулыбку, а тревожное включение и выключение газа нервно тикает в мозгу людей.
Приглашение «Приди в мой дом» на Новый год кажется неудобным бременем, которое несут все стороны, независимо от того, это ритуальный плач, или торжество, или обычная «карусель», чем является армянский Новый год (дома, куда смерть принесла неизбежное или где появилась новая жизнь, нужно посетить в первую очередь). Визит начинается около десяти и заканчивается в предрассветные часы. После первого часа в Новогоднюю ночь приготовьтесь к тому, что любой может нанести визит.
В Австралии наши ежегодные «я тебе – ты мне» отражаются в Рождестве и в «списке подарков»: кому (обязательно) купить и что купить – на эти вопросы спешно отвечают в коммерческой буре за неделю до 25 декабря (забывая, что «блаженнее давать, нежели принимать», в течение последних 350 дней в году). Вся эта страсть и быстрая порка завершается скупыми минутами возбуждающей церемонии открытия подарков и днем совместного обжорства (за все нужно заплатить большой долей зарплаты следующего года).
В последнюю неделю года армянские дяди, отцы и дедушки готовятся к большому празднику, составляя точно рассчитанный список продуктов, а в последний день года женщины в доме встают рано утром, чтобы подготовиться к очень долгому и дорогому дню (дню, который приносит либо подавленное, либо выраженное сожаление, но все же сожаление – даже если ответом в конечном итоге становится возбуждение от находки твердых решений, которые будут служить сожалением в последний день следующего года). Гости все время приходят и засиживаются, а «пасуц толма» и блинчики остаются на столах по всей Армении, как фишки казино на удачной стороне стола для рулетки.
Персидский философ и один из первых самостоятельно поставивших себе диагноз, гордых алкоголиков в мире Омар Хайям сделал полуправильный вывод:
Вот, Новый год все старые желанья возрождает,
Дум полная Душа в уединенье уплывает.
Я не могу согласиться со второй частью высказывания Омара. В Армении начало Нового года вряд ли приносит какое-либо уединение. После (до и во время) всего этого поедания общие тосты возвещают приход года, который, как мы надеемся, равен предыдущему году или лучше него. Алкоголь наливается и выпивается в виде еще более запутанных смесей, чем все, что придумано и тщательно перечислено в поэме «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. В первый день светлого и блестящего Нового года ваш желудок объявляет войну вашей печени, наливаясь непонятным супом из различных источников – рагу, которого ваша канализация никогда не видела, но, безусловно, будет приветствовать во второй половине дня 1 января.
Сопровождающие питье приветствия различаются по эмоциональности, длительности и искренности, но, тем не менее, «кенац» является главной частью армянского Нового года: рассматривайте свой вход в дом хозяина в качестве подписи на пунктирной линии, а ваше участие в тосте – в качестве исполнения вашего договорного обязательства.
«В следующем году – в Иерусалиме» (или, скорее, «В следующем году в отстроенном Иерусалиме», как скажут евреи, живущие в Израиле) – это важнейший тост, который традиционно завершает пасхальный седер (еврейский ритуал, символизирующий чудесный исход израильтян из Египта). Раввин Давид Хартман отметил: «Чаша надежды наливается каждый год. Пасха – это ночь для безрассудных мечтаний, для видений о том, чем может быть человек, чем может быть общество, чем могут быть люди, чем может стать история».
Является ли Арарат армянским Иерусалимом? Я думаю, что да, даже если ответ сводится к символическому смыслу. Хотя эта ценность не может быть физически приобретена, находясь соблазнительно близко к закрытой границе, Арарат постоянно напоминает о неуважении в самом разрушительном и бесчеловечном виде, а также мотивирует поколения для того, чтобы они создали большее из того, что им было передано. Само его присутствие – его вездесущее и доминирующее присутствие, заметное из любого окна, с любой городской площади, моста, дороги или угла одинокой улицы в Армении, – гораздо больше, чем то, что Франк Вестерман назвал «мифической горой» в своей увлекательной книге «Арарат». Больше, потому что он объединяет мысли, радости и народ.
Проникшись безумием духа нашего времени «Живи настоящим», мы не должны игнорировать прошлое или будущее: они служат указателями и даже оправданием для того, чтобы быть немного драчливым. Хотя высказывание раввина Хартмана почти исключительно направлено на будущее, оно указывает также на наши действия и мысли сейчас, потому что именно они определяют наше завтра. Так что в следующем году – на Арарате. И с Новым годом!
Ариана Каоили
Источник: News.am