Аналитик: Армения и Таможенный союз – окно для нагорно-карабахского урегулирования?
AnalitikaUA.net. Со значительными сокращениями приводим статью сотрудницы программы по поддержке посреднических усилий в Центре по изучению проблем безопасности Анны Хесс Саркисян, опубликованную на сайте проекта «The International Relations and Security Network» (ISN) Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе:
Политики и аналитики последние два десятилетия применяли те же идеи и подходы к урегулированию нагорно-карабахского конфликта с тем же ограниченным воздействием. Существует мнение, что все, что можно было сказать, уже сказано. В сочетании с набором слишком много используемых слов, таких как «тупик», «мертвая точка», «замороженный» и, совсем недавно, «медленно кипящий конфликт», это в определенной степени приводит к усталости и апатии конфликтующих сторон и внешних наблюдателей.
Тем не менее, ощутимые контекстуальные изменения в затяжных конфликтах часто открывают окна для новой динамики в мирных процессах. В этом отношении действительно ли заявленное Арменией намерение вступить в возглавляемый Россией Таможенный союз обеспечит окно для обновленного посредничества в нагорно-карабахском конфликте?
Среди самых больших вопросов, требующих ответа с учетом вступления Армении в Таможенный союз, можно выделить следующий: в какой степени ее членство изменит динамику нагорно-карабахского конфликта и как это может повлиять на мирный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ? Учитывая стратегический и военный союз России с Арменией, а также ее роль в качестве ведущего посредника в Минской группе, как более тесный политический и экономический союз с Россией повлияет на переговорный процесс и текущий формат посредничества? Это, в свою очередь, поднимает несколько дополнительных актуальных вопросов.
Что вступление Армении означает для Нагорного Карабаха? Присоединится ли де-факто Нагорно-Карабахская Республика или же между ней и Арменией будет таможенная граница? Учитывая членство Армении в Организации Договора о коллективной безопасности, подпадет ли Нагорный Карабах непосредственно под ее «зонтик безопасности»? Если да, то возобновление боевых действий между Арменией и Азербайджаном будет оставаться далекой перспективой. Сохранение статус-кво также будет означать ту же самую старую неразбериху с нынешним мирным процессом. Тем не менее, трудно представить, что Азербайджан согласится на де-факто урегулирование нагорно-карабахского конфликта таким путем. Это, в свою очередь, вызывает еще один вопрос.
Будет ли Азербайджан рассматривать вопрос о вступлении в Таможенный союз вопреки всему? Этот, казалось бы, невероятный вариант не так уж далек от реальности. Если когда-либо будет принято такое решение, то оно, скорее всего, будет результатом политического давления со стороны России и ни в коем случае не будет принято по экономическим причинам. Что повлечет за собой такого рода соглашение – еще предстоит увидеть.
В любом случае, если Таможенный союз в конечном итоге превратится в Евразийский союз с Арменией и, возможно, с Азербайджаном, то весьма вероятно, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта станет «внутренним» вопросом России и будущего Евразийского союза. Это, вероятно, сделает текущие официальные международные усилия посредничества несущественными.
Таким образом, даже не имея реальных ответов на вышеуказанные вопросы, можно с уверенностью предположить, что возможное вступление Армении в Таможенный союз не предоставит столь необходимое окно для посреднического процесса во главе с ОБСЕ. В любом случае это подтверждает амбиции России консолидировать свои стратегические позиции на Южном Кавказе и неспособность Армении довести до конца «комплементарность» своей внешней политики, о которой много говорилось. Тем не менее, вместо того чтобы вызвать инертность международного сообщества в отношении Нагорного Карабаха, это должно стать призывом к большей бдительности и креативности для профессионалов по разрешению конфликтов, а также для сторон конфликта.
Источник: News.am