Почему Косово, а не Карабах?
AnalitikaUA.net. Земля «Черных дроздов» и монастырей.
Территорию Косова и Метохии (10,8 тыс. кв.км) на карте условно можно очертить как почти правильный ромб. Сербы настаивают на том, что край, где до 1999г. действовало около 1800 православных святынь (храмов, часовен и монастырей), принадлежит им исторически. Албанцы полагают, что ссылаться на историю неправомерно, поскольку они составляют на этой земле этническое большинство.
ИСТОРИЯ ЭТОГО ЖИВОПИСНОГО КРАЯ РАЗВИВАЛАСЬ ЦИКЛИЧНО. И с каждым новым таким циклом его сербское население редело. По сведениям Птолемея (II в.), в его время на территории нынешнего Косова существовал римский город Ульпиана — центр провинции Дардания, которую населяло иллирийское племя дарданов. В эпоху Великого переселения народов в VI-VII вв. здесь появляются и расселяются южные славяне — сербы.
На этой территории шел процесс образования сербских княжеств и христианизации древних сербов. Но Косово стало ареной борьбы между Первым болгарским царством, Византией и более слабым княжеством Решка. Экономический и культурный расцвет Косова и всей Сербии пришелся на время правления Стефана Душана (1331-1355), когда в состав сербского государства вошли Македония, Северная Греция и Албания. В этот период подавляющее большинство населения Косова было славянами, главным образом сербами. Кроме сербов в Косово, очевидно, проживало некоторое количество албанцев, влахов, а также греков, болгар, немцев (в городах).
Однако в 1389г. на Косовом поле объединенная сербская армия князя Лазаря была разбита численно превосходящими войсками султана Мурада I, а сам князь убит. Турецкие вандалы принесли в центр Европы смерть, разорение, опустошение и изгнание коренного населения. С XV века участились восстания крестьян, распространилось гайдучество. Подъем освободительного движения пришелся на конец XVII века, когда австрийским войскам удалось изгнать турок из Венгрии, затем освободить значительную часть Косова и Южной Сербии. Однако в 1690г. турецкие войска вновь заняли Белград. Начался массовый исход православного населения с территории Косова, Южной и Центральной Сербии и его переселение за Дунай, на территорию Австрийской монархии. Этот исход получил название Великого переселения сербов.
Одновременно усилилась албанская колонизация. На освободившуюся после ухода значительной части сербов территорию с конца XVII века началось постепенное переселение албанцев. Они куда эффективнее интегрировались в социально-политическую систему Османской империи. К XVIII веку около половины албанцев приняли ислам, горцы активно привлеклись на военную службу в турецкой армии, в том числе в корпусе янычаров. Албанцы также проникли в высшие органы власти, вплоть до поста великого визиря.
Продолжался рост доли албанского населения, особенно в западной части области. К середине XIX века албанцы уже составляли более 50% населения. В конце века была учреждена Албанская лига, целью которой стала организация борьбы за объединение и автономию албанских земель. В начале XX века Сербия получила независимость от Османской империи, контроль над Косово Сербия получила в 1912г., а в 1918г. Косово вошло в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев (позже переименованного в Югославию).
В 1930-е годы королевское правительство неоднократно пыталось решить вопрос албанцев различными способами, такими как поощрение их эмиграции в Турцию и заселение в край черногорских крестьян. Во время Второй мировой войны Муссолини создал в Албании коллаборационистский режим — Великую Албанию, в состав которой было включено и Косово. Албанцы провели этническую чистку, убив или изгнав большую часть сербского населения. Общее число беженцев составляло 400 тыс.
ПОСЛЕ ВОЙНЫ И.БРОЗ ТИТО, надеясь на вхождение в состав Югославии Албании в обмен на передачу ей Косова и Метехии, принял 400 тыс. беженцев из Албании и переселил из Косова и Метехии в другие районы Югославии 200 тыс. сербов. Одновременно расширялось самоуправление провинции: в 1946г. оно было национальной областью, а с 1963г. — автономным краем. К этому времени соотношение албанского и сербского населения достигло 9:1.
Сербо-албанский антагонизм обострился в 1988г. после прихода к власти в Югославии Слободана Милошевича, который пытался восстановить историческую справедливость и предотвратить распад многонациональной страны. Но было уже слишком поздно. В 1989г. в Сербии состоялся референдум, утвердивший новую Конституцию. Косовские албанцы бойкотировали референдум, начались массовые забастовки, акции протеста, этнические столкновения. В результате — тысячи убитых с обеих сторон, полмиллиона жителей края остались без крова. Албанскими боевиками были разрушены многие памятники православной культуры, изгнано или уничтожено несколько десятков тысяч сербов.
В 1999г. вмешалось НАТО, подвернув массированным бомбардировкам Белград и другие города. В Косово установилась временная администрация ООН. Но сербам-беженцам (около 300 тыс. чел.) так и не было разрешено вернуться в свои дома. Прошли т.н. выборы, был сформирован парламент, где из 120 мест 100 отошли албанцам. Переговоры о статусе Косова между сербами и косовскими албанцами начались 20 февраля 2006г. в Вене и завершились безрезультатно.
Парламент края 17 февраля 2008г. в одностороннем порядке объявил о независимости Косова. При этом власть перешла к Армии освобождения Косова вследствие внешней агрессии НАТО без санкции ООН. Президент США Джордж Буш тут же признал независимость Косова, вслед за ним это сделали Республика Албания, разумеется, и Турция, которая «с удовольствием приветствовала основы и положения, указанные в декларации о независимости Косова и приняла решение признать независимость Республики Косова». Еще бы!
Арцах — земля моих предков
Ровно 90 лет назад в маленькой деревушке Варангатаг появился на свет автор этих строк. Мой дед родился в 1844г. и прожил 105 лет. Его дед и прадед родились на этой земле, о чем свидетельствуют надписи на старом кладбище. Устроив погромы в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Геташене, Шаумяне, азербайджанцы при поддержке подразделений Советской армии в 1992г. учинили резню в пограничном селе Марага, разрушив дома и разграбив имущество всех захваченных деревень подвергшегося нападению Мартакертского района. Наш двухэтажный дом, построенный еще в 1910г., был сровнен с землей, унесено даже гранитное надгробие отца и матери. Кстати, отец со своей семьей в 1918г. еле спаслись от армянской резни в Баку, организованной турецкими оккупантами.
НЕТ НАДОБНОСТИ ДОКАЗЫВАТЬ ТОТ НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ ФАКТ, что издревле на этой земле жили и боролись с иноземными захватчиками именно армяне. Греко-римские авторы (Страбон, Плиний-старший, Клавдий Птолемей, Плутарх) четко указывают, что Арцах и соседняя провинция Утик, также расположенная на правобережье Куры, составляли часть Армении. О вхождении этого края в состав царства Тиграна II с 95 года до нашей эры свидетельствует и факт основания в нем города Тигранакерта.
В средние века хаченские мелики, в отличие от центральных областей Армении, попавших под владычество Турции и Ирана, сохранили свою относительную самостоятельность (в эпоху «пяти армянских меликств»: Варанда, Хачен, Дизак, Джраберд, Гюлистан). Именно они превратили страну в центр армянского освободительного движения и русской ориентации. С Хаченом связаны миссии Исраэла Ори, архимандрита Минаса, Иосифа Эмина, направленные на реализацию русского вектора, как и вооруженная борьба знаменитого армянского полководца XVIII в. Давид-Бека.
Наименование Карабах в исторических первоисточниках впервые фиксируется с XIV века. Оно образовалось на почве персидской географической номенклатуры: в отличие от равнинной части, именуемой Баг-и сафид (Белый сад), горная часть края стала называться Баг-и сиах, что в тюркоязычном осмыслении превратились в Карабах (Черный сад).
Лишь с начала XVIII в. на политическую ситуацию нагорной части Карабаха стали оказывать влияние перебравшиеся из Средней и Малой Азии и поселившиеся в прилегающих равнинных районах тюркоязычные кочевые племена. Они, по определению известного азербайджанского демографа К.В.Мамедова, «относятся к алтайской лингвистической семье». В этом конгломерате выделялось племя джеваншир, которое персидский Надир-шах переселил в Северный Иран — в Хорасан. Но после его смерти им удалось вновь вернуться в Равнинный Карабах, где к ним присоединились мелкие кочевые племена. Они вторгались в предгорные и горные района Карабаха, а затем утвердились там в качестве местных правителей (ханов). Однако пришлым кочевникам не удалось окончательно сломить сопротивление оставшихся карабахских меликов. Тяжбы между ними продолжались до 1813 года, когда, согласно Гюлистанскому договору между Ираном и Россией, Карабах перешел к России. Спустя 9 лет ханство было окончательно упразднено.
Таким образом, лишь во второй половине XVIII в. при Панах-хане и Ибрагим-хане в Шуши заселилось небольшое количество мусульман-кочевников. К началу XX в. они составляли не более 5% населения края. В 1914г. Карабахская епархия армянской церкви имела 206768 прихожан, 224 армянских селения (журнал «Арарат», 1914, с.637).
Следует напомнить, что в составе царской России почти во всех губерниях Южного Кавказа армяне сыграли доминирующую роль в развитии экономики и культуры региона. Именно они вместе с русскими и евреями основали нефтяную промышленность в Баку. Доля армян в численности городского населения края в 1913г. превышала 40%.
ОБ ОТВАГЕ И ХРАБРОСТИ АРМЯН КАРАБАХА, их активном участии в войнах России против Турции, Персии, наполеоновской Франции и гитлеровской Германии написано много книг. Однако лучшая характеристика армян Карабаха дана в малоизвестной статье Сергея Городецкого «Карабах»: «Будучи единым этнографически, хозяйственно и по языку, Карабах сделался цитаделью Армении, восточным ее флангом. Таким он был в прошлом, таков он сейчас, таким он будет и всегда, ибо сердце Армении, долину Арарата, нельзя защищать, не владея Карабахом. Неоднократно на протяжении истории волны нашествия разбивались о твердыни Карабаха, просачиваясь в него только по долинам рек, но и тут не задерживаясь долго. Неоднократно меликства княжества Сюник, как назывался Карабах в древности, собственными силами отгоняли врага… Нет области, в которой они не проявили бы своей предприимчивости и таланта. Политика, литература, общественная деятельность, торговля — все служило ареной их работы»… «Несомненно, если бы Армения его утратила, идея самоопределения наций потерпела бы сильное ущемление» («Кавказское слово», 23.03.1919г.).
И такой отважный и дееспособный народ против собственной воли был передан на «попечение» кочевников-варваров. Александр Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию», говоря о произволе при проведении межнациональных административных границ в период установления Советской власти, приводит также пример Карабаха, который, по его словам, «…отрезали к Азербайджану, какая разница — куда, в тот момент надо было угодить сердечному другу Советов — Турции!» («Литературная газета», 18.09.1990г.).
Судьба Нагорного Карабаха решилась буквально за один день. Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921г. большинством голосов постановляет: «Нагорный Карабах включить в состав Советской Армении». Но Н.Нариманов протестует, требуя перенести окончательное решение вопроса в ЦК РКП(б). Так принятое решение осталось на бумаге. На следующий день уже при участии и под давлением И.Сталина, без голосования принимается следующее постановление: «Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи верхнего и нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах Аз. ССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в г.Шуши».
При образовании области территориальное разграничение было проведено таким образом, чтобы Нагорный Карабах не имел общей границы с Армянской ССР. От него также был оторван ряд земель, ранее входивших в его состав, в частности, Шаумяновский район с центром Гюлистан. Декрет Азербайджанского ЦИК Советов от 7 июля 1923г. гласил: «Образовать из армянской части Нагорного Карабаха автономную область как составную часть Аз. ССР, с центром в местечке «Ханкенды». «Широкие права» были забыты, но зато ясно сказано, что эта территория (4,4 тыс. кв. км) — армянская земля, где сохранились свыше 1600 памятников истории и архитектуры, в том числе: Гандзасар, Амарас, Дадиванк, Акобаванк, Гтчаванк, Джраберт, церкви Казанчецоц, Вачагани, Охтадрни и др. В конце 1923г. здесь проживало 157,8 тыс. человек, из коих армяне составляли 94,4% населения. (НКАО: 50 лет в дружной советской семье (1923-1973гг.), Степанакерт, 1973 год).
Зловещая сущность алиевщины
Я покинул родной край в 1940г. и направился не в Баку, а в Ереван, поступил без экзаменов на физико-математический факультет ЕГУ, а после возвращения с фронта по ранению в 1945г. — на факультет международных отношений. Признаться, лично для меня не имело существенной разницы, где мы живем и работаем «в единой семьей народов СССР». Но когда на пленуме обкома партии НКАО 21 марта 1975г. ставленник Гейдара Алиева Борис Кеворков представил НКАО «ярким примером» торжества ленинской национальной политики, я стал исследовать историю и социально-экономическое положение родного края.
ПАРАДОКСАЛЬНО, НО ФАКТ: в тогдашней Армении это была запретная тема. Мы не имели права опровергнуть наглую ложь как в области грубой фальсификации истории (буниятовщина), так и в вопросах явной дискриминации и этнической чистки в республике «экономического чуда» и «дружбы народов» (алиевщина). Крупномасштабное рекламирование «карабахского чуда» поражало воображение многочисленных читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Какие только сказки не сочинялись во имя этого «чуда»! И о том, что каждое карабахское село превратилось в «город-сад» со всеми бытовыми удобствами («Известия»), и что «дороги здесь не хуже европейских» («Советский воин»), а «мясо можно покупать по символическим ценам» («Огонек»), что по многим показателям, в т.ч. «по количеству врачей на каждую тысячу жителей НКАО давно обогнала высокоразвитые капиталистические страны» (Б.Кеворков, «В семье единой»).
В журнале «Проблемы мира и социализма» был опубликован обширный репортаж: «Мы видели братство нации» (1977г., N6), в котором авторы (С.Митра, А.Хабра) на основе информации партийного руководства Аз.ССР и НКАО приходят к выводу, что в этой республике национальный вопрос «решен полностью, решен окончательно и бесповоротно», что «горы помешали» включить Нагорный Карабах в состав Армении, но зато «армянский народ Нагорного Карабаха обрел свою государственность в составе Азербайджана и выбрал эту долю добровольно». Вывод был таким: только Аз. ССР могла создать наилучшие условия для «социально-экономического подъема Нагорного Карабаха».
Кстати, было подготовлено опровергающие все эти и другие сказки письмо в адрес редакции, под которым подписался Серо Ханзадян. Оно не только не было опубликовано, но и сам Карен Демирчян вызвал Ханзадяна, потребовав от него молчать и не повторять подобные выходки. Ведь тогда Г.Алиев был любимцем Л.Брежнева, славное имя которого по 10-15 раз упоминалось в каждой его речи.
Согласно статистическим данным, Азербайджан в течение 12 лет по среднегодовым темпам прироста национального дохода превосходил среднесоюзный показатель почти в 2 раза, а по валовой продукции сельского хозяйства аж в 5 раз! Эта явная брехня тиражировалась советским телевидением и газетами. Между тем никто не обращал внимания на тот факт, что за тот же период та же «процветающая» республика установила еще один рекорд — в изгнании национальных меньшинств. Так, между переписями 1970 и 1979 годов численность азербайджанцев увеличилась на 932 тыс. человек (12,5%), а остальных национальностей сократилась на 22 тыс. чел. (1,6%), в том числе: армян — 7 тыс. (1,6%), русских — 35 тыс. (6,9%).
ДО 70-Х ГОДОВ УВЕЛИЧЕНИЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НКАО за счет соседних районов происходило как бы стихийно. Всевозрастающий плановый пресс и отсутствие промышленных предприятий привели к массовой эмиграции армянской молодежи, склонной к научно-техническому развитию. Но факторы экономического давления оказались недостаточными для форсированного изменения национального состава Нагорного Карабаха. Поэтому Г.Алиев решил посадить азербайджанцев на ответственные посты области и окончательно лишить коренное население и духовной пищи, о чем говорил и сам Горбачев. Результаты оказались ошеломляющими. Между переписями 1970 и 1979гг. число азербайджанцев НКАО увеличилось на 10 тыс. человек (10%), армян — всего на 2 тыс. человек (1,7%). Армяне в массовом порядке покидали родной край, особенно после оголтелой антиармянской кампании во второй половине 70-х годов. Началась своеобразная культурная революция. В путеводителях и туристических картах указывались в основном мечети и дворцы ханов. Были уничтожены десятки древних поселений, кладбищ, мемориалов, хачкаров, надписей. Барельефы церкви Казанчецоц служили мишенями для любителей стрельбы.
О вандализме алиевщины говорит и следующий факт. По приказу Г.Алиева сжигается весь тираж статистического сборника: «НКАО: 50 лет в дружной советской семье (1923-1973 гг.)». За что? За то, что в нем дается краткая история Нагорного Карабаха. «Задолго до того, как называться «Карабах», эта территория в истории известна под названием «Арцах» или «Малый Сюник», указывается о существовании пяти меликств (княжеств), говорится о том, что в 1716г. в Гандзасарском храме было составлено «письмо русскому царю об оказании им помощи. Они в своем письме выразили желание присоединиться к Великому Русскому государству». Петр I отозвался и обещал «оказать карабахским меликам помощь и защиту». Этот сборник давно стал библиографической редкостью.
С приходом Алиева к власти не только в Нахиджеване, но и Карабахе армяне «перестают» быть коренным населением. Этот абсурд фиксируется даже союзной статистикой. Вот данные из сборника о результатах переписи 1979 года. РСФСР — 31 автономное образование, из коих в 23 коренные национальности оказались в меньшинстве. Тем не менее в первой строчке указывается их численность. Даже грузины не считают себя коренным населением в Абхазии и Осетии, хотя в Абхазской АССР по переписи они составляли почти 44, а абхазы — 17,1% численности автономной республики. В Нахиджеванской АССР армяне на третьей строчке (всего 3406 чел.). Но по какому праву и в НКАО азербайджанцы заняли первую строчку? Ведь их удельный вес в общей численности населения области составлял 23%, а армян — 76%!
Переписи свидетельствуют и обвиняют
Первая аналитическая статья: «Нагорный Карабах» (размышления над статистикой) вышла в свет в 1988г. («Вестник общественных наук» АН Арм. ССР, N7). Она заинтересовала американских издателей, была переведена на английский язык и опубликована в Нью-Йорке в 1990г. (Soviet Anthropology, N2). В 22-страничной статье указан 51 источник. Если сопредседатели МГ ОБСЕ хотят иметь полное и реальное представление о Нагорном Карабахе и о том, как азербайджанские власти последовательно и целенаправленно душили свою жертву, их должна заинтересовать эта статья.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ИСТОЧНИКИ УКАЗЫВАЮТ, что в 1921г. азербайджанцами себя называли 994,1 тыс. человек (56% всего населения республики). По переписи 1979г. их стало 4708,8 тыс. (78,1%). За этот же период численность всех «других наций и национальностей» возросла в 7 раз медленнее, вследствие чего их удельный вес с 44% снизился до 21,9%. В 1921г. талыши, таты, курды, мугалы, персы составляли 266,7 тыс. человек (15%). По переписи же 1979г. их осталось 57,1 тыс. (0,9%) и они вошли в графу «другие национальности».
Между переписями 1979 и 1999 годов численность азербайджанцев увеличивается на 53% (2,5 млн чел.), составляя уже 90,6% населения Азербайджанской Республики. За это 20-летие численность других национальностей сократилась на 32,2%, в том числе русских — более чем в 3,3 раза (с 475 тыс. до 142 тыс. чел.), а армян — в 3,9 раза (с 476 тыс. до 121 тыс.). В этой стране даже результаты переписи населения фальсифицируются до абсурда. Откуда, например, взялись в АР 121 тыс. армян? Каким чудом численность азербайджанцев за 10 лет (между переписями 1989 и 1999гг.) увеличивается ежегодно в среднем на 2,3%, когда естественный прирост населения был вдвое меньше, процесс ассимиляции в основном был завершен и не менее 1 млн азербайджанцев эмигрировали?
В аналитической статье «Парадоксы азербайджанской статистики» русского демографа Александра Арсеньева («ГА», 19.02.2000г.) подробно рассматриваются итоги переписи населения АР 1999 года. Автор отмечает: «Резкий рост численности азербайджанцев во многом объясняется насильственным переписыванием в азербайджанцы курдов, талышей, лезгин, аварцев, представителей других народов бывшей Аз. ССР». Но даже с учетом этого фактора он считает, что «действительная численность населения Азербайджанской Республики более чем в два раза меньше официально декларируемой властями АР». «После изгнания и бегства значительной части населения в Аз. ССР оставалось примерно 5,8 млн человек».
Та же сказка повторяется в переписи 2009г. За 10 лет (1999-2009гг.) общая численность населения АР увеличивается на 12,9%, в том числе азербайджанцев на 13,4% (968 тыс. человек). Вновь фигурируют армяне (120 тыс. чел.), русских стало на 23 тыс. меньше (всего 119 тыс., что также дутая цифра). Теперь 91,6% в стране «дружбы народов» составляют азербайджанцы. В других 9 странах СНГ проживают порядка 800 тыс. азербайджанцев, в том числе в России 603 тыс., не считая сотни тысяч нелегалов.
В 1913г. в Нагорном Карабахе (в границах НКАО) проживало 176 тыс., а по переписи 1926г. — 125,3 тыс. человек, из коих армяне составили 89,1%, а азербайджанцы — 10,1%. Резкое сокращение численности населения за 1913-1926 гг. (28,8%) происходило за счет армян. Третий город в Закавказье — Шуши в марте 1920г. стал жертвой чудовищного геноцида. Армянская часть города была полностью сожжена. В 1913г. в Шушинском районе проживало 59 тыс., а в 1926г. — 10 тыс. человек, в основном азербайджанцы.
СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ ПЕРЕПИСЕЙ 1939 И 1959 ГОДОВ ПОКАЗЫВАЕТ, что Великая Отечественная война и ее последствия пагубно сказались на численности армян Карабаха и остальных армянских районов. 22 тыс. армян НКАО (16,6% численности согласно переписи 1939г.) погибли на фронтах ВОВ, а вернувшиеся не нашли работу на своей родине и отправились на новостройки Мингечаура, Сумгаита и других городов. Многие переехали в Ереван. Между переписями 1939 и 1959 гг. численность армян НКАО сокращается на 17,1% (с 150,8 тыс. до 130,1 тыс.), а азербайджанцев увеличивается на 27,7% (с 14,1 тыс. до 18 тыс. чел.).
Миграция армянского населения из Карабаха (и из Азербайджана в целом) принимает более интенсивный и необратимый характер с конца 60-х годов. С приходом к власти Гейдара Алиева шовинизм принимает оголтелый характер, и даже армяне Баку и других городов в массовом порядке эмигрируют в Армению. Несмотря на огромный приток армян из Азербайджана, а также из Грузии (в целом за 20 лет — 400 тыс. человек), национальный состав Арм. ССР не претерпел значительных изменений. По переписи 1926г. доля армян здесь составляла 84,6%, в 1959г. — 88, а в 1979г. — 89,7%.
Характерен и такой исторической факт. Чтобы облегчить положение малоземельной и густонаселенной Армении, по указу И.Сталина значительную часть азербайджанцев Арм. ССР переселяют в Аз. ССР. Но после смерти вождя они возвращаются. Между переписями 1959 и 1979гг. их численность увеличивается на 49%, составляя 160,8 тыс. человек (5,3%). Ни одна азербайджанская деревня не умирает. Между тем в НКАО и в других армянских районах деревни одна за другой опустошаются. Только в Нагорном Карабахе за 1926-1980гг. «исчезли» 85 сельских населенных пунктов (27%). На каждую оставшуюся деревню приходилось в среднем 438 человек. Здесь «умирали» не только села, но и целые районы. Так, численность населения Гадрутского района в 1913г. составляла 33 тыс., а в 1970г. — 16 тыс. человек. По переписи 1926г. в Мартунинском районе НКАО проживало 29 тыс., а в Мартунинском районе высокогорного Севанского бассейна Арм. ССР — 27 тыс. человек. А вот по переписи 1970г. — соответственно 26 тыс. и 62 тыс. человек.
УРОКИ ИСТОРИИ
В результате турецкой интервенции и сговора между большевистской Россией и кемалистской Турцией Армения потеряла 9/10 своей исконной земли. Ей досталось лишь 16% горной и каменистой части Южного Кавказа, тогда как тюркоязычным кочевникам перешли 46,5% равнинной части края (не считая Каспийское море с богатыми энергоресурсами).
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ СТАЛ «ПОРОХОВОЙ БОЧКОЙ» главным образом по той причине, что здесь была осуществлена пресловутая сталинская доктрина «автономизации». По инициативе И.Сталина в составе Грузии и Азербайджана было образовано 5 автономий разной категории. При этом межреспубликанские границы устанавливались так несправедливо и запутанно, что число автономных образований могло быть еще больше.
Что собой представляла Аджарская АССР, когда такой нации не существует? Или по какому принципу осетинцев поделили на две части? По переписи 1979г. в Северной автономной республике жили почти 3 млн осетин, а в Южной автономной области остались 65 тыс. осетин. Народы Дагестана также искусственно были разделены на две части. В Дагестанской АССР по переписи 1979г. численность коренных национальностей составляла более 1,6 млн человек (78%). Между тем в Азербайджане их число фактически осталось на уровне 100-летней давности (по переписи 1897г. — 125,8 тыс. человек).
Не существующему ранее государству передали Нахиджеван (продолжение Араратской долины), Карабах и его северную часть (исторический Гардман). Сейчас оказывается, что все эти территории и даже Зангезур и Ереван — «исконно азербайджанские земли». Автономии без коренного населения. Абсурд.
Еще в 1923г. XII съезд РКП(б) строго осудил «шовинизм азербайджанский (в Азербайджане), направленный против армян». Но в условиях тоталитаризма эскалация наступательного национализма и шовинизма, особенно с приходом к власти Г.Алиева, принимала все более безнаказанный и зловещий характер. Сформировалась оголтелая буниятовская школа: «Арцах никакого отношения к армянским землям не имеет», «Карабах и его древний центр Шуша — родина азербайджанцев». В Турции также считают, что Армения вообще не существовала и «была географическим понятием, лишенным конкретного содержания» (Эсат Урес), что Западная Армения — исконная земля турок, которые являются «единственными потомками государства Урарту, армяне на территории Анатолии были лишь арменизированными турками» (Ф.Кырзы оглу Фахрадин).
В обоих государствах превалирует психология кочевника, согласно которой, если когда-либо он ступил на землю народа с тысячелетней историей, преодолел его сопротивление и временно покорил его, этого достаточно, чтобы считать данную территорию собственностью завоевателя, лишить коренное население права жить на родной земле, присваивая задним числом еще и культурные богатства, созданные некогда завоеванным народом.
История многократно доказывала, что Турция и Азербайджан были и остаются геноцидальными государствами, не способными на покаяние, которым противопоказано доверять судьбу других народов. Османская империя сыграла в истории человечества чудовищную и зловещую роль, препятствуя социально-экономическому прогрессу во многих странах мира. Она, по словам К.Маркса, не имела права на существование. То же самое можно сказать об Азербайджане.
КАРАБАХСКОЕ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ БЫЛО НЕИЗБЕЖНЫМ, носило мирный и законный характер. Именно поэтому еще при Советской власти НКАО де-факто была выведена из подчинения Аз. ССР и в ней была учреждена особая форма управления. Кроме того, по новой Конституции АР отказалась от правопреемства Аз. ССР. Странно, но факт. Что представляли бы собой безграмотные тюркоязычные племена без советской власти?
Таким образом, Нагорно-Карабахская Республика (НКР) провозгласила свою независимость на территории, которая не входила в состав Азербайджанской Республики. То же самое относится к Нахиджевану и историческому Гардману. Кроме того, договоры и партийные решения, по которым Нагорный Карабах и Нахиджеван были переданы АзССР, потеряли свою силу вместе с распадом СССР. То же самое относится к Западной Армении.
О территориальной целостности Азербайджана не может быть речи еще и потому, что не было такого государства и более половины его нынешней территории не принадлежало тюркоязычным племенам «алтайской семьи». Далее, должен быть учтен тот неоспоримый факт, что азербайджанские власти последовательно осуществляли этническую чистку, учиняли погромы и развязали войну против Нагорного Карабаха и Армении, вследствие чего 400 тыс. армян стали беженцами, лишились своих родных очагов и имущества. Между тем в Армении не было погромов, 160 тыс. азербайджанцев покинули Армению, получив компенсацию и обменяв дома.
Армения, пожалуй, единственная страна, которая на протяжении истории была заслоном на пути реализации пантюркистских планов Турции. Армянский народ стал жертвой Геноцида и лишился своих земель именно потому, что не получил минимальной поддержки со стороны великих держав христианского мира, которые и сегодня проводят политику двойных стандартов в карабахском вопросе. Иначе они наказали бы албанцев, а не сербов, которые стали жертвой этнической чистки на своей исконной земле. Если быть до конца справедливыми, то Гейдар Алиев, а не Слободан Милошевич, должен был предстать перед Гаагским международным трибуналом.
Беньямин Мирзоян, «Голос Армении»