Без рубрики

Постигнет ли «Восточное партнёрство» судьба ГУАМ?

Восточное партнерствоAnalitikaUA.net. Неожиданное решение Киева притормозить процесс евроинтеграции Украины, после того как страна, казалось, на полной скорости неслась к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, заставило задуматься над вопросом, не повторит ли «Восточное партнёрство» судьбу канувшего в лету военно-политического объединения ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), которое пытались создать ещё в 1997 году…

ГУАМ замышлялся как противовес СНГ и ОДКБ. Официальное рождение организации произошло в октябре 1997 года в Страсбурге во время саммита Совета Европы. Дальней целью, которую ставили перед собой западные идеологи проекта, было задавить в зародыше любые попытки интеграции постсоветских государств.

Напомню, что этому предшествовало подписание президентами Беларуси и России 2 апреля 1997 года в Москве Договора о союзе Беларуси и России. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Беларуси и России. В соответствии с этим договором было решено создать политически и экономически интегрированное сообщество в целях объединения потенциалов двух государств.

Блок ГУАМ возник как ответ на рождение Союза Беларуси и России. В 1999 г. на Вашингтонском саммите НАТО в ГУАМ вошел и Узбекистан, после чего эта структура получила название ГУУАМ. Однако в 2005 г. на саммите в Кишиневе Узбекистан покинул организацию «из-за излишней ее политизации» и «отсутствия реализации экономической составляющей». В 2006 г. на киевском саммите ГУАМ организация получила название «За демократию и экономическое развитие». 24 мая 2006 года о своём намерении вступить в ГУАМ заявила Румыния.

С 2007 по 2011 год руководители стран-членов ГУАМ провел несколько встреч, которые, впрочем, ничем не закончились. ГУАМ так и не стал военной структурой, обеспечивающей, как было объявлено, охрану газового и нефтяного транзита из Каспийского региона на западные рынки, а также участие в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. Проект ГУАМ как первая попытка создать санитарный кордон на западных рубежах России провалилась. После поражения Грузии в войне 2008 г. организация ГУАМ фактически прекратила своё существование. А в начале 2010 года кандидат в президенты Украины Виктор Янукович заявил, что деятельность ГУАМ неактуальна. Это стало концом блока.

Однако уже в 2008 году, незадолго до августовского нападения Грузии на Южную Осетию, министры иностранных дел Польши и Швеции выступили с инициативой «Восточного партнёрства». Идея была представлена на Совете ЕС 26 мая 2008 года как проект Европейского союза, имеющий целью развитие интеграционных связей ЕС с шестью странами бывшего СССР — Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. 7 мая 2009 года в Праге прошла учредительная встреча в верхах, где была принята декларация по вопросам «Восточного партнёрства».

Таким образом, после провала первой попытки огородить Россию санитарным кордоном сразу же последовала вторая, уже более основательная попытка, так как даже Беларусь, партнер России по Союзному государству, формально вошла в этот проект, хотя потом быстро потеряла к нему интерес.

Что состоится и что не состоится на очередном саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе 28-29 ноября, с определённостью нельзя сказать даже накануне его открытия. 3 сентября 2013 г. во время встречи в Москве президента Армении Сержа Саргсяна с президентом России Владимиром Путиным было объявлено о присоединении Армении к Таможенному союзу, а 21 ноября правительство Украины объявило, что процесс подписания Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС приостанавливается. В Азербайджане также растёт недовольство программой «Восточного партнерства». В конце октября 2013 года группа журналистов и деятелей культуры Азербайджана призвала Ильхама Алиева отказаться от участия в этой программе. Инициаторы мотивируют своё предложение высокомерием Брюсселя по отношению к Азербайджану и двойными стандартами ЕС в карабахском вопросе.

Что остается от «Восточного партнёрства»? Готовности Грузии и Украины идти на подписание Соглашений об ассоциации с ЕС явно недостаточно, чтобы считать саммит успешным. Потому и возникает вопрос: а не постигнет ли очередной антироссийский проект под названием «Восточное партнерство» судьба его предшественника – потерпевшего крах блока ГУАМ? В то же время проектам, не имеющим ни экономического, ни культурно-исторического фундамента, опирающимся исключительно на логику создания в Европе пояса лимитрофов, отделяющих Россию от западной части Европейского континента, видимо, суждено возникать в умах западных политиков регулярно. Юрий БАРАНЧИК, fondsk.ru