Соціум

Впечатления турецкого журналиста «о напоминающем Европу Ереване»

ЕреванAnalitikaUA.net. «Жители Армении, корни большей части которых из Анатолии, пьют коньяк «Арарат» и пиво «Киликия», а красивые улицы и площади Еревана похожи на европейские города». Так характеризует Ереван корреспондентка турецкого издания Taraf Озлем Эркан, посетившая Армению накануне 100-летней годовщины Геноцида армян. Перевод статьи представляем ниже с частичными сокращениями:

«Самолет летит…я взволнована… Что бы то ни было, я лечу в Армению и впервые увижу столицу окруженной горами этой страны, о чем я мечтала долгое время.

Думаю о горе Арарат, которая для армян не просто гора… а в самолете переплетаются армянские и турецкие слова.

На рассвете вместе с моим другом переводчиком Грантом Гаспаряном и адвокатами Эрданом Доганом и Али Озером мы совершили посадку в аэропорту «Звартноц».

«Лас-Вегас» армян

Сопровождавший нас Севак Арцруни рассказал, что свое название аэропорт получил от расположенного недалеко древнего храма, от которого остались лишь руины. По дороге в Ереван он показал расположенные рядом друг с другом здания и сказал, что все это игровые дома. «Это Лас-Вегас Армении», — сказал с улыбкой Севак.

Спустя 20 минут в центре Еревана мое внимание привлекли каменные здания и памятники. Через короткое время я поняла, что Ереван полон памятниками деятелям искусства и героям.

Севак нас разместил в отеле «Ани», расположенном на улице имени Саят-Новы.

Армянская архитектура

Ереван – красивый город. Улицы, проспекты и площади напоминают города Европы. Улицы чисты, здания – ухожены. В отличие от Стамбула, все закономерно и хорошо спроектировано.

Центр Еревана не жалок, как многие представляют себе. Мы спокойно гуляем, нет проблем с безопасностью, а погода очень хороша. В Ереване супермаркеты работают 24 часа, и везде есть пункты обмена валюты, а говорить о том, какое это блаженство, думаю, уже излишне.

Отправляемся на площадь Свободы, которая зачастую становится очевидцем акций протестов оппозиционеров. Под лунным светом мы бродим по площади под открытым небом. Памятник Ованнесу Туманяну прекрасен напротив здания Оперы. Это живое доказательство мастерства армянских архитекторов. Вокруг него много кафе.

Площадь Республики, окруженная официальными зданиями, является одним из красивейших мест страны. Ухоженные здания, фонтаны, цветы… Человек невольно думает: «было бы хорошо жить в этой стране».

Нельзя не сказать о пожилых женщинах, чистящих улицы Еревана на рассвете. Многие из них пенсионерки, которые существуют благодаря уборке улиц.

После продолжительной прогулки мы подходим к магазину, и, смотря на витрины, понимаем, насколько сильно скучают армяне из Анатолии по своим корням.

Неужели полные коньяком «Арарат», сигаретами «Ани», пивом «Киликия» витринные не являются свидетельством этой тоски?

Мать-Армения

Следующий день был солнечным. На машине Севака мы ездили по городу и прибыли на одну из высоких площадок Еревана – мемориальный комплекс Мать-Армения.

Ах… если бы еще и был виден Арарат… Говорят, Арарат – «знает себе цену». Весной и осенью любит скрываться в дымке тумана и не легко показывает свое лицо.

В итоге по дороге в одно село голос Севака отрезвляет меня. «Вот он — Арарат», — говорит он. Я смотрю в окно… Вот она гора, которая сквозь туман смотрит на меня… Я тоже долго смотрела на нее.

И тебя зовут Грант

Вернувшись в Ереван, заходим на рынок для совершения покупок. Не знаю как, но в вокруг все понимают, что мы разговариваем на турецком и с интересом наблюдают за нами. Одна пожилая женщина подошла к нам и заговорила с Грантом.

Потом он рассказал нам, что, когда та женщина узнала, что в Турции еще живут армяне, очень удивилась. А потом она сама же добавила: «Действительно, есть. Грант Динк тоже жил в Стамбуле, и тебя зовут Грант».

Бабаджанян играет на пианино

Ереван полон памятниками армянским деятелям искусства. На одной из красивых площадей в центре города стоит памятник известному армянскому композитору советских времен Арно Бабаджаняну… он играет на пианино.

Ереванская встреча с Эдгаром Алланом По

После полудня почти на всех скамейках на проспектах города сидят пожилые люди. Молодые в парках, возле бассейнов. Прилегающие к площади Свободы кафе полны.

Идем к Матенадарану, скоро доберемся до музея, напротив которого высится памятник создателю армянской письменности Месропу Маштоцу. Самозабвенно шагаю, и вдрг перед глазами возникает фото американского писателя Эдгара Аллана По. По глядит на меня со стены одного здания.

Во дворах ереванских домов рисуют различные картины… очень красивы они… на здании одной из оживленных улиц есть портрет По…

Проходя мимо памятника создавшему армянский и грузинский алфавиты Месропу Маштоцу мы входим в музей. Эдесь хранится множество древних рукописей. Каждый посещающий Ереван человек обязательно должен побывать в Матенадаране.

Этот народ похож на мать, которую лишили ребенка

Машина едет по пыльным дорогам. Густо заполненный зданиями центр Еревана остался далеко… Редкие дома, ожидающие на остановках люди, деревья… Дорога ведет к офису депутата от партии «Процветающая Армения» Арагаца Ахояна.

Именно там я узнала, что Арагац – это тоже гора, и депутат носит имя такой влиятельной горы.

Если бы я не знала, куда еду, то подумала бы, что нахожусь в музее. Картины богатой коллекции художника Арагаца Ахояна повсюду.

Ахоян – очень хороший и улыбчивый человек, сильно отличается от знакомых нам политических деятелей. Нам, туркам – он не чужд, он тоже из Анатолии. Его предки до геноцида жили в Ване. Сам он рассказал, что отправился на родину предков, чтобы присутствовать на ежегодной литургии в церкви Сурб Хач Ахтамара.

Слова депутата об Арарате запечатлелись у меня в голове: «Армяне похожи на мать, которую лишили ребенка. Арарат похож на тело убитого ребенка, который лежит напротив… Его видят, но никак не могут до него дотронуться»…

Источник: Tert.am