Дорожная карта для бездорожья
AnalitikaUA.net. Россия, Белоруссия и Казахстан поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к Таможенному союзу. Об этом 24 октября заявил президент РФ Владимир Путин.
«Мы поддержали намерение Армении и Киргизии присоединиться к нашему интеграционному проекту», — сказал Путин. Российский президент также сообщил, что создана рабочая группа, перед которой поставлена задача в кратчайшие сроки подготовить соответствующую дорожную карту по присоединению Армении и Киргизии к интеграционному проекту.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ТЕРМИН «ДОРОЖНАЯ КАРТА» ВПЕРВЫЕ СТАЛ употребляться в контексте внешнеполитической повестки Армении ровно 4 года назад, когда Армения и Турция подписывали печально известные цюрихские протоколы. Та карта, по замыслу авторов армяно-турецкого сближения, была призвана показать обеим странам дорогу навстречу друг другу. Но… Теперь вновь речь идет о дорожной карте, ориентируясь по которой, стороны будут двигаться к сближению. Любопытно, что между этими двумя картами есть немало общего. Однако главное сходство их в том, что обе карты теоретически рассчитаны на движение если не по автобану, то как минимум по грунтовой дороге. Практически же речь идет о полном бездорожье и, что особенно интересно, с одинаковыми в обоих случаях препятствиями, ухабами, ямами и болотами.
Эти параллели стали напрашиваться еще до саммита в Минске, когда Александр Лукашенко заявил, что вопрос вступление Армении в ТС фактически должен быть согласован с Азербайджаном. «При принятии Армении в Таможенный союз следует считаться с мнением Азербайджана, заявил накануне 22 октября президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с руководителями СМИ стран СНГ. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев не против, но он очень грамотно высказывает свои опасения. Так, например, у Армении есть один нерешенный территориальный вопрос с Азербайджаном. Значит, вопросы со стороны Азербайджана будут. Как я понял, Ильхам Алиев этот вопрос своему казахстанскому коллеге уже задавал. Мы должны считаться с мнением Азербайджана. Отмечу, что, например, Европа не очень стремится принять в свой состав государства с подобными территориальными проблемами», — сказал он.
Тут вполне уместны аналогии с армяно-турецкой дорожной картой. Заметьте, и в том случае Баку поднял вселенскую истерику по поводу возможного диалога между Арменией и Турцией. Вот и теперь Ильхам Алиев выступает в качестве тормоза интеграционных процессов. И судя по всему, этот тормоз в рабочем состоянии, ибо заставил задуматься об интересах Баку Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева. Между тем они почему-то предпочитают не обращать внимания на то обстоятельство, что в рамках ОДКБ оба обязаны предпочитать ереванские интересы бакинским. Очевино, что здесь налицо серьезные противоречия в подходах. И если Армении пришлось определиться с тем, какой из полюсов экономической интеграции (ТС или ЕС) для нее приоритетен, то такой же выбор стоит перед странами-участницами ТС. Им тоже надо четко обозначить свои приоритеты. То ли они экономически дружат с Армений, с которой имеют взаимные военно-политические обязательства, то ли не хотят обижать богатый нефтедолларами Азербайджан. Похоже, в этом плане государства, входящие в Таможенный союз, да и сам ТС оказались перед мощным препятствием.
ЕЩЕ ОДНИМ ТОРМОЗОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И РАСШИРЕНИЯ ТС НЕОЖИДАННО ВЫСТУПИЛА ТУРЦИЯ. Точнее, неожиданной оказалась та форма, в которой Турция решила воспрепятствовать процессу экономической интеграции в рамках ТС. Так, Нурсултан Назарбаев заявил, что Анкара тоже желает войти в ТС. «Президент Турции обратился ко мне с просьбой вступить в наш Таможенный союз. Давайте примем Турцию», — сказал Назарбаев в Минске на заседании Высшего евразийского экономического совета.
Иначе как непристойным данное предложение президента Казахстана трудно расценить. И не только потому, что, когда в повестке стоит вопрос членства Армении, говорить о Турции, осуществляющей в отношении Армении многолетнюю агрессию (транспортную блокаду), просто непотребно. Непристойно предложение Назарбаева тем, что присутствие в одном экономическом блоке (функционирующем, по существу, в рамках военно-политического альянса) представителя конкурирующего военно-политического блока и вовсе абсурдно. Судите сами. Как может Турция — член НАТО оказаться в Таможенном союзе, в который входят страны — участницы ОДКБ?
Понятно, почему у Анкары возникла такая идея. Скорее всего, Турция таким образом демонстрирует, что обижена на западных партнеров в связи с сирийской проблемой. Дескать, отказались от военного наступления на Сирию, подвели нас, тогда в ответ мы будем дружить с вашими противниками. Так что на самом деле Анкара устами Назарбаева просто отправляет мессидж западным партнерам. Есть, конечно, у Турции и другие, более прикладные цели, достижению которых Таможенный союз откровенно мешает. Речь идет и о полноценной реализации целей пантюркизма, и о турецкой экономической экспансии в зоне того же Таможенного союза. Так что задачей Анкары является вовсе не участие в данном объединении, а скорее его развал. Турция просто пытается торпедировать идею, избегая открытой конфронтации. Поэтому выдвигает планы по совмещению несовместимого…
Впрочем, саммит в Минске показал, что в ТС существует масса внутренних противоречий и без вопроса вступления новых стран в данное экономическое объединение. Похоже, что главы Беларуси и Казахстана более чем ревностно относятся к лидирующей роли России в данном союзе. Сегодня в рамках ТС развернулась настоящая война амбиций. Заявление Лукашенко об интересах Азербайджана, предложение Назарбаева по Турции свидетельствуют о том, что уже сегодня, на стадии становления, в ТС бушует конфликт интересов и серьезное противостояние между его членами. Это ставит под сомнение будущее Таможенного союза, и, увы, не исключено, что дорожная карта для Армении и ТС, о которой говорил Путин, приведет туда же, куда привела дорожная карта армяно-турецкого диалога. Ара МЕЛИКСЕТЯН, «Голос Армении»