FreeStyleВажливе

The Economist: Нетаньяху утратил ауру своей непобедимости

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в течение многих лет считался одним из самых одаренных политиков своего времени. Его способность постоянно побеждать на выборах и стать премьер-министром Израиля, который дольше всего пробыл на этом посту, принесла ему прозвище «волшебник».

Его настойчивость (Нетаньяху принял участие в пяти выборах за четыре года, пытаясь получить устойчивое большинство) была вознаграждена в прошлом году, когда он вернулся к власти после полуторагодичного пребывания в оппозиции во главе коалиции радикалов.

«Однако его действия в течение последних нескольких дней свидетельствуют о том, что он потерял политическую хватку, а вместе с ней и ауру непобедимости, которая делала его таким грозным политиком в течение трех десятилетий», — пишет The Economist.

Соглашение, которое Нетаньяху заключил в декабре прошлого года с религиозными и правыми партиями, включало обещание ослабить полномочия и независимость Верховного суда. Многие из правых выступают против неизбранных судей, которые, по их мнению, намерены препятствовать воле избранных политиков. Однако последние 12 недель израильтяне выходили на улицы, чтобы защитить независимость судей. Их количество постоянно растет. Демонстрации, в которых участвуют преимущественно светские израильтяне, усилились в последние дни, когда правительство Нетаньяху пыталось протолкнуть свой закон до 2 апреля, когда Кнессет уйдет на каникулы примерно на месяц.

Решающую роль в протестном движении также играют тысячи пилотов и офицеров, многие из которых служат в элитных воинских частях запаса, которые угрожают не явиться на службу. В петициях они заявляют, что не будут «служить диктатуре», создавая потенциальные проблемы для израильской армии, которая в значительной степени возлагается на свои резервы.

Начальники служб безопасности жалуются, что это усложняет их борьбу с эскалацией насилия на палестинском фронте на Западном берегу реки Иордан, а также с более отдаленными угрозами со стороны Ирана и его марионеток в регионе. Вопрос достиг апогея 25 марта, когда министр обороны Йоав Галант публично предупредил, что напряженность вокруг судебной реформы влияет на силы обороны и службы безопасности.

«Это создает четкую, непосредственную и ощутимую угрозу безопасности государства», – сказал он.

Через день Нетаньяху уволил его – что, возможно, стало самой большой политической ошибкой в его карьере. Вместо того чтобы прислушаться к советам союзников и министров своей партии «Ликуд» приостановить законодательные изменения и искать компромисс, он, похоже, был больше озабочен потерей поддержки ультраправых и ультрарелигиозных партий в своей коалиции, чья поддержка необходима ему для того, чтобы остаться в правительстве. Через несколько часов после увольнения Галанта израильтяне снова вышли на улицы, осадив дом а Нетаньяху в Иерусалиме и заблокировав главные дороги в Тель-Авиве. На следующее утро профсоюзы и главные работодатели страны объявили всеобщую забастовку, которая закрыла порты, остановила полеты в главном аэропорту и приостановила работу большей части страны. К тому времени было ясно, что игра окончена.

Вечером 27 марта Нетаньяху отступил, объявив тайм-аут для переговоров по законопроекту. И снова вместо того, чтобы успокоить страсти, он разжег их, восклицая, что «есть меньшинство экстремистов, которые готовы разорвать нашу страну в клочья… ведут нас к гражданской войне и призывают отказаться от службы в армии, являющейся ужасным преступлением».

Высокопоставленное должностное лицо в его правительстве утверждает, что эти переговоры могут предоставить Израилю возможность наконец решить проблему отсутствия официальной конституции и прояснить статус своих «основных» законов, которым Верховный суд предоставил квазиконституционный статус. Однако неизбежным фактом является то, что Нетаньяху проиграл это сражение и ему будет трудно продвинуть законодательство на следующей парламентской сессии.

Поднявшись однажды, светские и либеральные израильтяне вряд ли отступят через месяц или два по вопросу, который они считают острой угрозой для израильской демократии. Попытки протолкнуть изменения без широкой поддержки, несомненно, приведут к новым протестам. Но если Нетаньяху существенно ослабит их, ему будет трудно сохранить поддержку правых и религиозных партий.

«Даже если Нетаньяху удастся сохранить свою коалицию у власти, его действия серьезно навредили ему в глазах бизнеса и оборонного истеблишмента — двух жизненно важных электоратов для премьер-министра, который всю свою карьеру построил на растущей экономике и безопасности Израиля. Вместо этого история может запомнить его как того, кто поставил Израиль на грань гражданского конфликта и оставил страну глубоко разделенной», — говорится в статье.