Чтобы закрыть небо над Украиной, министры обороны стран-партнеров во время Рамштайна-6 решили предоставить нам современные системы ПВО и ПРО. Однако актуальным остается и обеспечение оружием украинского контрнаступления.
ПВО: быстро, но без иллюзий
В Брюсселе 12 октября состоялась встреча Контактной группы по обороне Украины (Рамштайн-6) под эгидой США. Заседание было спланировано срочно, после масштабного ракетного удара российских оккупантов по мирным украинским городам. Напомним, для удара по критической инфраструктуре Украины и гражданским объектам (таким, как стеклянный «мост Кличко» и детская площадка в центре Киева) Россия использовала 84 крылатые ракеты и 24 беспилотника, потратив на это от 400 до 700 млн долларов, убив 19 и ранив 105 украинцев. Украинской ПВО удалось сбить 56 враждебных целей.
Еще накануне Рамштайна-6 в материале The Washington Post, посвященном этой встрече, говорилось: из-за угрозы новых массированных атак России украинские власти призывают Запад ускорить передачу Украине противовоздушных систем обороны. Эту информацию подтвердил и советник главы Офиса президента Михаил Подоляк: «Мир впервые в прямом эфире увидел масштабный, массированный, целеустремленный и запланированный каскадный удар по гражданской инфраструктуре, по центрам крупных мирных городов, по людям, которые идут на работу. Это было сделано намеренно. Поэтому я считаю, что на Рамштайне мы получим существенное ускорение передачи нам систем ПВО-ПРО. Об этом прямо наши партнеры говорят».
13 октября министр обороны Украины Алексей Резников, комментируя ход встреч в формате Рамштайн и с министрами обороны стран-членов НАТО, заявил: сроки поставки средств противовоздушной обороны для закрытия неба Украины определены. По его словам, ПВО будет у нас уже в следующем месяце.
«Главное, что политическое решение принято. Далее следует отработка… Я за то, чтобы наши ожидания были оправданы — завтра небо не будет закрыто… Это дорогие системы, сложные, для которых надо учиться — это чтобы не было иллюзий, что завтра все изменится», — уточнил он.
При этом А. Резников констатировал, что «ни одна система ПВО в мире не гарантирует 100% защиты». Проблема Украины в том, что у нас очень большая территория, а российские ракеты летят отовсюду.
«На 100% небо закрыть нельзя — это чтобы не было иллюзий. Вопрос лишь в процентах возможного поражения — сегодня наши славные ПВО сбивают системно до 50% всех угроз существующими ресурсами. Поэтому, если мы доведем до 60%-70%-80% — это будет прекрасно, это первое. Второе — короткая дальность, средняя и дальняя — 40-80-200 км — примерно так делятся эти системы. И они могут быть разными: ЗРК — это тоже система ПВО, даже Стингеры — это ПВО. Нужно смотреть, где у нас существуют пробелы, такие как объекты критической инфраструктуры», — пояснил министр.
Действительно, эксперты подтверждают, что система ПВО состоит, так сказать, из трех «слоев»: это определенные ракетно-зенитные установки, способные сбивать цели на не очень большой высоте и незначительной дистанции (используются для борьбы с беспилотниками и другими малыми летательными аппаратами); другие, способные поражать ракеты средней дальности; а также устройства, сбивающие даже большие баллистические ракеты. На встрече Рамштайн-6 речь шла о том, чтобы обеспечить Украину всеми тремя уровнями ПВО.
Однако во время финальной пресс-конференции Рамштайна-6 глава Пентагона сообщил, что объявить точные сроки поставок современных систем ПВО Украине пока невозможно, ведь их еще предстоит изготовить. Но и США, и страны НАТО перевели свой оборонный комплекс в режим усиленного производства для того, чтобы обеспечить и свои внутренние потребности, и помочь Украине, предоставляя летальные и нелетальные вооружения.
Усилением украинской системы ПВО западные партнеры озаботились ранее: 11 октября издание Spiegel со ссылкой на собственные источники сообщило, что Украина получила первую систему ПВО IRIS-T SLM от Германии. Затем ее подтвердил А. Резников, объявив «новую эру в украинской противовоздушной обороне». Он также добавил, что американские ПВО NASAMS — уже на пути в Украину.
Наземная система IRIS-T SLM считается одной из самых совершенных систем ПВО, которых пока нет даже на вооружении у самого Бундесвера.
«К сожалению, будет только одна батарея, потому что промышленность пока не изготовила ни ракет, ни самих комплексов. Комплекс — хороший, мощный. Имеет хороший радар, хорошие ракеты. Одна пусковая установка имеет контейнеры для восьми ракет. Может работать на дальности 40 километров к цели — это примерно диапазон Бук-М1. Эта система мобильна, может быстро разворачиваться, быстро отстреляться и изменить позицию. Это очень эффективный комплекс в нынешних условиях», — сказал в эфире телемарафона спикер командования Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.
Однако, по его словам, нам нужна «на вчера или позавчера не одна такая установка».
Контрнаступление: откладывать — нельзя
Украине из-за российской ракетной атаки пришлось несколько изменить список нужных нам вооружений, но приостанавливать контрнаступление сейчас не стоит: ведь, по данным британской разведки, силы российской армии — на грани истощения.
Как сообщает The Guardian, руководитель Центра правительственной связи Великобритании (GCHQ) Джереми Флемминг утверждает, что у россиян заканчиваются боеприпасы. По мнению Флеминга, «до неизбежной военной победы России, о которой говорила их пропагандистская машина, далеко». И ясно, что смелые действия Украины на поле боя и в киберпространстве переломили ситуацию. К тому же, Путин использовал «стратегию с высокими ставками, которая приводит к стратегическим ошибкам в суждениях», поэтому «через небольшой эффективный вызов внутри его решения оказались ложными».
Генерал-майор ВСУ в запасе Виктор Ягун считает, что изменением тактики ведения войны Путин добивается «переговоров с Соединенными Штатами на собственных условиях». Однако США намерены не вести с РФ «переговоров об Украине без Украины» и не прекращать военную и экономическую помощь нашей стране.
По словам В. Ягуна, чтобы преодолеть российскую ракетную угрозу, кроме современных систем ПВО и ПРО в пакете помощи Западу для Украины должны быть и новейшие самолеты.
При этом министр обороны Украины А. Резников подчеркнул: Пентагон на встрече Рамштайн-6 «направил всем публичный сигнал, что начинаем работать, чтобы максимально ускорить помощь Украине».
«В течение двух недель у нас будет понимание, примерно кто и что дает нам – кто-то дает нам ракеты и так далее — сейчас они изучают. Следующий месяц даст нам ответ на этот вопрос — когда, сколько и как», — уточнил он.
Ирина Носальская
Источник: КорреспонденТ.net
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube