Турецкий детектив с гешефтом, или Как армянские политики играют в песочнице
Падение лиры и антиправительственные митинги осложнили положение президента Турции, но говорить о его поражении пока преждевременно. О происходящих в Анкаре процессах и разворачивающихся на этом фоне событиях в Ереване размышляет колумнист Карина Карапетян на страницах Sputnik Армения.
Не успели еще затихнуть разговоры о неизлечимой болезни и скорой смерти турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана, как в сети закрутили новый детектив, да еще какой! Тут вам и коварное отравление, и отсутствие тела, и загадочные события в особняке, и клятва молчать, и, как всегда, ни о чем не знающая полиция. Все, как в лучших классических романах этого популярного жанра.
Детектив по-турецки
Началось все с того, что в интернете не так давно вдруг появились сведения об отравлении заклятого врага турецкого султана – проповедника Фетхуллаха Гюлена.
По версии турецкого телеканала OdaTV, покушение на влиятельного оппозиционера, проживающего в изгнании в Пенсильвании (США), совершили в ночь на 17 ноября. Стали поговаривать, будто отравил его человек из окружения Джевдета Тюркйолу — «правой руки» лидера гюленистов. Оппозиционер, как утверждалось, все же выжил, но потерял способность говорить. При этом свидетели инцидента якобы поклялись на Коране не разглашать информацию о случившемся.
Нужная пауза, как принято в таких случаях, была выдержана, а примерно через сутки были опубликованы первые опровержения. Заместитель председателя центра поклонения и уединения «Золотое поколение» (того самого центра отдыха, где живет Гюлен) Сезай Саблак назвал сообщение о смерти проповедника фейком. Затем уже сам приближенный Гюлена – Тюркйолу, вышел на связь и заверил, что жизнь проповедника вне опасности. В качестве доказательства гюленисты выложили видео новой проповеди своего лидера, хотя однозначно утверждать, что запись была сделана после появления сообщений об отравлении, невозможно.
Ну, а в американской полиции вообще заявили, что слыхом не слыхивали о покушении и, тем более, о смерти турецкого изгнанника.
Как в лихо закрученном детективном сюжете, убедительных доказательств, подтверждающих либо опровергающих покушение на опаснейшего соперника Эрдогана, до сих пор нет, вот и полнится земля слухами.
Между тем, вопрос об исходе покушения (если оно, конечно, имело место быть) отошел уже на второй план, а на первый выдвинулись обсуждения по поводу того, кому вообще понадобилась эта шумиха вокруг «отравления» Гюлена. Соратники турецкого президента тотчас же заявили, что сделано это было с подачи ЦРУ, чтобы выяснить возможную реакцию турецкого общества на весть об убийстве конкурента Эрдогана, тем более, сейчас, когда недовольство политикой правительства день ото дня растет.
Конечно, реальное убийство Гюлена в Соединенных Штатах означало бы громкий провал ЦРУ, которое и обеспечивает безопасность турецкого оппозиционера. Не для того американцы скрывают у себя Гюлена и из раза в раз отказывают Анкаре в его экстрадиции, чтобы так просто допустить его ликвидацию на своей территории.
В свою очередь сторонники оппозиционера настаивают на том, что вброс инициировала правящая в Турции сила, чтобы отвлечь внимание от обсуждений состояния здоровья самого Эрдогана.
Примечательно, что слухи коснулись не главы кемалистов Кемаля Кылычдароглу, не бывшего соратника Эрдогана, экс-премьера Турции Ахмета Давутоглу, а именно Гюлена – лидера того самого «глубинного государства», которого до сих пор так опасается Эрдоган, несмотря на массовые чистки в армии, госаппарате и образовательных учреждениях, проведенных после попытки переворота в 2016 году.
Турецкий лидер и сам понимает, что если аграрная глубинка поддерживает его, то «глубинное государство», которое никуда не делось, находится в оппозиции и все еще способно нанести ему ощутимый удар. Именно Гюлен – ночной кошмар Эрдогана, и история с покушением вновь указала на страхи турецкого лидера.
Запад сжимает удавку на шее Эрдогана?
Вся эта загадочная история разворачивается параллельно падению национальной валюты, активизации оппозиции и требованиям провести в Турции досрочные выборы.
Одна из провластных газет заявила, что рекордное падение турецкой лиры объясняется личной местью президента США Джо Байдена Эрдогану, напомнив, что американский лидер «намекал на такие меры» еще во время предвыборной кампании. Да и сам турецкий президент уже открыто обвинил внешние силы в обвале национальной валюты.
То, что Эрдоган получил «черную метку» от США, было ясно уже с того момента, как Байден официально признал Геноцид армян. Мы уже писали о том, что Вашингтон будет постепенно усиливать давление на Анкару. Хотя понятно, что нынешняя ситуация пока не критическая, и турецкому султану по плечу справиться с ней. Тем более, что Эрдоган уже принял решение, ставшее подспорьем для экономики Турции.
Предал и продал
В этой непростой для турецкого султана ситуации ему на помощь поспешил наследный принц Абу-Даби и фактический лидер Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммад бен Заид бен Султан аль-Нахайян, на днях посетивший с визитом Анкару. В ходе поездки стороны подписали ряд важных финансовых соглашений. Главный итог переговоров – ОАЭ инвестируют в турецкую экономику 10 миллиардов долларов, и это только начало. По мнению некоторых экспертов, сумма может впоследствии увеличиться чуть ли не до 100 миллиардов.
Только ли королевская щедрость наследного принца стоит за подобным содействием, ведь отношения между ОАЭ и Турцией резко ухудшились еще во времена арабской весны, в частности, после событий в Египте? Как известно, в результате революции президентом в этой стране стал представитель «Братьев-мусульман»* Мухаммед Мурси, которого активно поддерживала Турция. А в 2013 году его свергли, и в президентское кресло сел Абдель Фаттах ас-Сиси, которому помогали уже ОАЭ. После избрания нового лидера в стране начались массовые преследования сторонников «Братьев-мусульман»*, что вызвало возмущение турок.
Официальный Абу-Даби к тому же не одобрил турецкую интервенцию в Сирию, обвинив Анкару в проведении колониальной политики.
Сама Турция тоже высказывала претензии ОАЭ: звучали обвинения и в финансировании переворота 2016 года, и в поддержке вооруженных курдских отрядов, и в содействии генералу Хафтару в Ливии, и в предательстве интересов Палестины на фоне нормализации отношений с Израилем.
Но, как говорил знаменитый французский дипломат, чье имя давно уже стало нарицательным, «в политике нет убеждений, есть обстоятельства». Эрдоган, так яростно защищавший «Братьев-мусульман»*, на фоне сложного экономического положения в стране проявил прагматизм и решил продать сдувшийся актив.
Объединенные Арабские Эмираты согласились на финансовую помощь Турции в обмен на ее отказ от поддержки «Братьев-мусульман»*.
Еще одним позитивным для арабов фактором послужило то, что Анкара вывела своих боевиков-туркоманов из Ливии, оставив там военных инструкторов, советников и вооружения.
Этим-то и объясняется нынешнее потепление в отношениях между Турцией и ОАЭ, за которым внимательно следят в Саудовской Аравии. Кстати, Анкара уже ведет неофициальные переговоры как с Эр-Риядом, так и с Каиром. К каким результатам они приведут, покажет время.
Армянские игры в песочнице
Что на фоне этих немаловажных международных процессов происходит в Армении? А в парламентской республике продолжается борьба не на жизнь, а на смерть: оппозиция в 14-й раз выдвинула кандидатуру депутата от фракции «Айастан» Артура Казиняна на пост зампреда постоянной комиссии по обороне и безопасности, а правящая сила в лице «Гражданского договора» в 14-й раз ее отклонила.
Вероятно, у оппозиции нет другого достойного кандидата на упомянутую должность, а у провластных парламентариев трясутся поджилки при одном упоминании имени этого депутата.
Рядовые граждане Армении и не подозревали, что есть такой политик-титан, такая глыба, как Артур Казинян, из-за которого два противоборствующих лагеря ведут ожесточенные бои.
Что до интересов Армении на международной арене, то пока нашим парламентариям, по всей видимости, не до этого. Так и живем…
Источник: Sputnik
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube