Наличие большого потенциала армяно-иранского экономического сотрудничества, плюс, высокий интерес госструктур и частных компаний Ирана к взаимодействию с государственным и деловыми секторами Армении создало все предпосылки для учреждения должности торгового атташе Армении страны в Иране – соответствующее решение принято на прошедшем заседании правительства. Об этом пишет Лиана Гёзалян на страницах газеты «Республика Армения».
Если говорить цифрами, то, согласно официальной статистике, в прошлом году общий товарооборот между Арменией и Ираном составил порядка 400,2 млн долларов. На долю отечественного экспорта в соседнюю страну пришлось примерно 84,8 млн долларов, а импорт составил 315,4 млн долларов.
Конечно, все эти показатели очень далеки от желаемых. Поэтому в рамках нового решения правительства планируется активизация торгово-экономического сотрудничества и взаимных визитов как на уровне представителей госведомств, так и бизнеса. Не исключается также возможность расширения сотрудничества по разным направлениям, особенно на фоне проводимых у нас в стране экономических реформ и упрощения многих процедур и политики по привлечению инвестиций. Но главное – торговый атташе Армении в Иране сможет представлять интересы отечественного бизнеса.
Это особенно важно сейчас с точки зрения создания или хотя бы облечения возможностей выхода армянского бизнеса на иранский рынок. По крайней мере, Минэкономики утверждает, что на сегодня уже обсуждаются вопросы создания совместных предприятий, а также возможные механизмы для замены турецкой продукции на армянском рынке иранскими товарами. Речь, в частности, о ликвидации транспортных барьеров и облегчения процедуры финансовых переводов. Также для организации экспорта из Армении в Иран продовольственной продукции рассматривается возможность создания у нас офиса «Халяль», документация которого будет взаимно признана странами.
Возможности используются неэффективно
Вообще, надо сказать, что во многих странах содействие экспортерам оказывается не со стороны экономических ведомств, а Министерства иностранных дел, поскольку существенная роль в продвижении местных товаров на зарубежных рынках там возложена на дипломатов и торгпредов. Однако Армения, как отметил в беседе с нами соучредитель экспертной группы «Export Armenia» Эмиль Степанян, недостаточно эффективно использует возможности свих послов, торгпредов и иных дипмиссий для продвижения армянских товаров за рубежом.
На вопрос, что нужно сделать для усиления этого направления, наш собеседник указал на необходимость присутствия наших атташе или торговых представителей на тех рынках, которые являются ключевыми для Армении. Продвижением отечественного экспорта на международных рынках в основном у нас занято Минэкономики.
Речь идет о торговых представителях Армении в разных странах, основная миссия которых, по сути, должна быть сконцентрирована именно на вопросах поддержки экспорта наших предприятий. Так вот, в 2021 году для осуществления целей и задач торговых представителей Армении во Всемирной торговой организации (ВТО) и иностранных государствах планируется выделить из госбюджета свыше 146 млн драмов.
Чтобы понять, кому будут выделены эти средства, выясним, где и сколько торгпредов есть у нас. На сайте Минэкономики в отделе «Торговые представители РА» указано, что у нас учреждены должности постоянного представителя во Всемирной торговой организации (ВТО), торгового атташе в Евросоюзе, Китае и Республике Беларусь, а также торговых представителей в РФ, Швейцарии, Туркменистане, Австрии и Ливане.
Торгпредов нет ни в России, ни в Китае, ни в ЕС
Недоумение нашего собеседника вызывает и тот факт, что у нас одновременно есть торговый атташе в ЕС и торговый представитель в Австрии. Но что еще гораздо более странно, то, что на протяжении почти двух с половиной лет никто не представлял Армению в качестве торгпредов на таких ключевых экспортных рынках как ЕС, Россия и Китай. Лишь недавно в конце ноября прошлого года торговым атташе Армении в Китае был назначен Вараздат Карапетян, который до этого был депутатом НС. Но уже в начале марта текущего года решением премьер-министра Никола Пашиняна он был освобожден от своей должности и теперь место торгового атташе Армении в Китае снова вакантно. Помимо Китая, вакантным остается место и торгового представителя на таких приоритетных рынках для армянского экспорта как Евросоюз и Россия.
«Возникает вопрос: а по какому принципу выбраны эти страны? Что делает наш торговый представитель, скажем, в Швейцарии, куда мы в основном экспортируем сырье? Или в Туркменистане, который поставил серьезные заслоны для осуществления экспортных поставок из других стран. Мы как-то звонили нашему торгпреду и сказали, что хотим экспортировать продукцию на рынок Туркменистана. В ответ услышали, что это очень закрытая страна и нам там делать нечего. В таком случае, чем занимается торгпред, не совсем понятно. То же самое можно сказать и о Беларуси, где в приоритете товары местного производства. Импортируемой продукции очень сложно прорваться на белорусский рынок, поскольку уже несколько лет там действует режим, согласно которому не менее 75% ассортимента в магазинах должно быть местного производства. Исключение не делается ни для какой страны, даже для республик ЕАЭС», – анализирует сложившуюся ситуацию с торгпредами соучредитель экспертной группы «Export Armenia».
Ведь основная задача торгпредств как раз заключается в том, чтобы увеличить многократно количество контактов с бизнесом через расширение каналов коммуникации и упрощение доступа к ним. И, кстати, торговая сделка – не всегда обязательный результат такого контакта. Главное, вовремя предостеречь экспортера от ошибок, учитывая тот факт, что некоторые рынки могут не подходить для сбыта той или иной продукции.
Эффективность надо оценивать в цифрах
В этом смысле предпринимательское сообщество нашей страны с большим воодушевлением восприняло новость об учреждении должности торгового атташе Армении в Иране, поскольку работа в этом направлении может оказать существенную поддержку армянским экспортерам для продвижения их товаров на столь крупном и многообещающем рынке. Но останавливаться на этом, по мнению г-на Степаняна, нельзя. Наоборот, Армении необходимо приложить максимум усилий для расширения работы атташе и торговых представителей, что, как показывает опыт многих стран, способно оказать серьезное влияние на развитие экономики страны в целом.
Что касается деятельности уже действующих торгпредов, то, по мнению нашего собеседника, надо ввести, причем в цифрах, специальную методику оценки того,
к какому результату в сравнении с потраченными средствами из госбюджета привела деятельность наших торгпредов, скажем, в Австрии, Беларуси, Туркменистане, Швейцарии и ВТО в том же 2020 году. Ведь отсутствие ощутимых результатов деятельности торговых представительств формирует негативное отношение к ним, заодно дискредитируя их потенциал и возможности. К примеру, в России планируется в скором времени ввести подобную систему оценки эффективности деятельности торгпредств, которая напрямую связывает премирование и практические измеримые результаты работы по объему экспорта и количеству заключенных контрактов.