Россия не пойдет на предложение Турции по расширению сотрудничества по Карабаху до формата “3+3” – эксперт
Россия не пойдет на предложение Турции по расширению сотрудничества по Карабаху до формата «3+3», сказал в интервью агентству «Новости-Армения» научный руководитель Института востоковедения, академик, тюрколог Рубен Сафрастян.
Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на пресс-конференции со своим иранским коллегой Мохаммадом Джавадом Зарифом заявил, что власти Турции планируют расширить сотрудничество по урегулированию карабахского конфликта до формата «3+3» (РФ, Азербайджан, Армения, Иран, Грузия, Турция). Чавушоглу отдельно отметил, что «простого желания нормализации в Южном Кавказе недостаточно» и «необходимо добиться постоянного прекращения огня путем расширения сотрудничества».
«Подобная платформа была у Турции с 2008 года, просто тогда в них фигурировали США. Потом Турция отказалась от США и этой инициативы, превратив ее в инициативу 3+2 – три кавказских государства и Россия с Турцией, тоже была подобная платформа по сотрудничеству и безопасности на Южном Кавказе», — сказал Сафрастян.
Он напомнил, что тогда Россия отказалась от этой инициативы, потому что в основе ее была идея о том, чтобы разделить Южный Кавказ на сферы влияния между Россией и Турцией в геополитическом смысле, на что Россия, конечно, не могла согласиться, потому что рассматривает Южный Кавказ как сферу своего влияния, «и это не секрет».
По его словам, нынешняя инициатива Турции – это модификация этой инициативы 13-летней давности, и вместо США Турция включила Иран.
«Думаю, что данная инициатива не имеет перспективы, потому что в основе своей она продолжает политику Турции по расширению своей сферы влияния в геополитическом смысле на Южном Кавказе за счет России. Я не думаю, что Россия согласится на реализацию этой инициативы», — сказал Сафрастян.
Он отметил, что если внимательно прочитать официальное сообщение о встрече между главами МИД России и Ирана, которая прошла в Москве, то глава МИД РФ Сергей Лавров говорит о том, что Россия готова обсуждать проблему Нагорного Карабаха с Ираном в свете двусторонних отношений.
«Так что, я думаю, что эта очередная инициатива Турции нацелена на расширение геополитического влияния Турции на Южном Кавказе за счет влияния России, и конечно Россия на это не пойдет», — сказал Сафрастян.
Он отметил, что Россия уже пошла на уступку Турции, согласившись на то, чтобы был создан совместный турецко-российский мониторинговый Центр в Агдаме.
С другой стороны, по его словам, Россия не пошла на реализацию огромного желания Турции иметь свое представительство в составе миротворческих сил, которые бы совместно с российскими были бы дислоцированы «по периметру границ того, что осталось от Нагорного Карабаха».
«Россия на это не пошла, хотя желание Турции было огромным и выражено несколько раз на самом высоком уровне. Кроме того, Россия не согласилась на то, чтобы совместный мониторинговый центр осуществлял мониторинг на территории самого Нагорного Карабаха, чтобы туда не ступала нога турецких офицеров – сотрудников мониторингового центра, к чему стремились турки. Также Россия настояла на том, чтобы мониторинг осуществлялся только техническими средствами», — сказал Сафрастян.
Кроме сотрудничества между Россией и Турцией, по его словам, налицо также стремление Турции за счет России усилить свое влияние на Южном Кавказе с одной стороны, а со стороны России – не идти на серьезные уступки Турции в этом вопросе, тем более, что она уже пошла на небольшую уступку – создание совместного мониторингового Центра.
«Я думаю, что в геостратегическом смысле Россия и Турция являются не союзниками на Южном Кавказе, а представляют различные понимания и видение Южного Кавказа. Так что в геополитическом смысле они здесь конкуренты, в отличие от ситуации в Сирии, где и у России, и Турции есть свои национальные интересы, которые иногда совпадают», — сказал Сафрастян.
Он отметил, что в целом в Сирии есть реальное тактическое сотрудничество между Россией, Турцией и в меньшей степени Ираном, но на Южном Кавказе ситуация другая, и Россия постарается сохранить свои позиции.
Он также напомнил, что с самого начала конфликта президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что надеется на сотрудничество с Россией в том же формате, что и в Сирии, на что Россия не пошла.
С инициативой о шестистороннем формате сотрудничества по Карабаху ранее выступили лидеры Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Тайип Эрдоган. Иран приветствовал эту идею, заверив в готовности содействовать шагам по укреплению мира в регионе.