ВажливеПолітика

Может ли конфликт между Тегераном и Баку достичь точки невозврата — мнение эксперта

Иран сильно обеспокоен присутствием израильских радиолокационных станций в Ковсакане, сказала Sputnik Армения востоковед Карине Геворкян, комментируя рост напряженности между Тегераном и Баку.

Ранее глава иранского МИД Хоссейн Амир Абдоллахиан заявил, что иранские власти обеспокоены стремлением Израиля воспользоваться ситуацией вокруг Нагорного Карабаха в своих интересах и под этим предлогом приблизиться к границам Ирана.

Власти Ирана подозревают, что Азербайджан ведет тесное военное сотрудничество с региональным оппонентом Тегерана — Израилем. Полковник Хосейн Пурэсмаил заявлял, что «такое сотрудничество Азербайджана с Израилем не в интересах Баку и угрожает его существованию».

В Баку все обвинения отвергают, требуя представить доказательства израильского присутствия у границ с Ираном.

Эксперт, анализируя ситауцию, отметила, что для оценки и выводов необходимо отслеживать различные факторы, маркеры и контексты этой ситуации.

«Первое – одной из влиятельных сил на Южном Кавказе, несомненно, является Россия с ее военным присутствием в Армении и Арцахе. Поэтому и та, и другая стороны, так или иначе соотносят свои действия с позицией российской стороны», — сказала Геворкян.

Москва, с одной стороны, формально не вмешивается, однако надо понимать, что любые боевые действия так или иначе, затрагивают ее интересы, подчеркнула она.

Сейчас проводятся отдельные интенсивные консультации Баку и Тегерана с Москвой, а также Тегераном и Ереваном. Тем не менее, не прекращены дипломатические контакты непосредственно между Ираном и Азербайджаном.

«Посольства этих стран продолжают работу в штатном режиме, послы не отозваны. Если это произойдет, и дипкорпуса будут эвакуированы – тогда можно говорить о том, что стороны подошли к абсолютно критической точке в конфликте», — отметила Геворкян.

По ее словам, нельзя сбрасывать со счетов и фактор так называемого «эксцесса исполнителя». То есть конфликт может разгореться в случае каких-то провокационных проявлений и действий, или же если одна из сторон расценит действия другой в качестве casus belli.