Політика

Международное энергетическое агентство заявило, что Кремль способствует усилению топливного кризиса в Европе

Если у Владимира Путина есть какая-то одна определяющая характеристика, то это патологическая нетерпимость к тем, кто пытается противостоять его неумолимому стремлению к власти и влиянию. Российские избиратели вряд ли удивятся, узнав о том, что президентская партия «Единая Россия» победила на состоявшихся в прошедшие выходные выборах, получив две трети из 450 мест в парламенте страны. Как часто бывает, эти выборы были омрачены сообщениями о вбросе бюллетеней и о принуждении к голосованию. Ведущим оппозиционным кандидатам запретили выставлять свои кандидатуры, а известного критика Кремля Алексея Навального бросили за решетку.

Маниакальная страсть Путина к преследованию противников выходит далеко за пределы России. Это продемонстрировали два принятые недавно решения, которые связаны с инспирированными Кремлем атаками на переехавших в Британию российских диссидентов.

Европейский суд по правам человека вынес постановление с выводом о том, что Москва несет ответственность за убийство в 2006 году диссидента и бывшего агента российской разведки Александра Литвиненко, который скончался, выпив в лондонском отеле чая с добавленным туда полонием-210. Суд сделал заключение о наличии достаточных доказательств того, что убийство было совершено двумя российскими агентами, которые «действовали по указанию и под контролем российских властей».

Вынесенное постановление совпало по времени с действиями британской контртеррористической полиции, которая выдвинула обвинение против третьего сотрудника российской разведки генерал-майора Дениса Сергеева, заявив, что он тоже причастен к покушению на убийство бывшего российского шпиона полковника Сергея Скрипаля, совершенному в Солсбери в марте 2018 года. Первой о существовании третьего участника операции российской разведки сообщила The Daily Telegraph, написавшая о том, что он осуществлял руководство действиями своих подчиненных, пытавшихся убить Скрипаля отравляющим веществом нервно-паралитического действия «Новичок». Это подчеркивает, насколько изощренными и коварными стали операции российского ГРУ по ликвидации самых яростных критиков Путина.

Деспотичное поведение Путина за два десятилетия пребывания у власти хорошо задокументировано и предельно ясно указывает на то, что он абсолютно не подходит на роль руководителя, несущего глобальную ответственность в любой форме. Но благодаря усиливающемуся влиянию Москвы на энергетический рынок Европы он сегодня может держать в заложниках своих европейских соседей, испытывающих нехватку энергоресурсов.

Путин может заявить, что не он один виноват в резком увеличении газовых цен на мировых рынках, из-за которого домовладельцы по всей Европе и особенно в Британии этой зимой будут вынуждены больше платить за электричество и тепло. Безусловно, налицо сочетание факторов, таких как резкий рост спроса в Азии после пандемии, недостаточные запасы газа в хранилищах и снижение выработки электроэнергии из возобновляемых источников, таких как ветер. Все они внесли свою лепту в умопомрачительный рост оптовых цен на газ в Европе, который на сегодня составляет 280%.

Но Международное энергетическое агентство на этой неделе предельно ясно заявило о том, что Кремль тоже способствует усилению топливного кризиса на европейском континенте, замедляя стандартные темпы поставок газа в Европу, где его запасы в настоящее время ниже, чем обычно — и это в преддверии зимы.

Делая редкий для него упрек, МЭА отметило, что объем российского экспорта в Европу сегодня ниже, чем в 2019 году, и призвало Москву «доказать свою репутацию надежного поставщика», а также «сделать больше для наращивания поставок газа в Европу».

Вряд ли оказание помощи Европе в трудную минуту станет для Путина важным приоритетом. Он сейчас оценивает разрушительные последствия энергетического кризиса для Британии и Евросоюза, которые только-только начали восстанавливаться после пандемии. Многое говорит о том, что Кремль целенаправленно готовился к такому развитию событий.

Обеспокоенность по поводу путинских попыток оказать ненадлежащее влияние на Европу неизменно усиливается вот уже пять лет — с тех пор, как началось строительство газопровода «Северный поток — 2» стоимостью восемь миллиардов фунтов стерлингов, который проложили по дну Балтийского моря в Германию. Строительство завершили в этом месяце, но данный проект вызвал большой скандал из-за утверждений о том, что он еще больше усилит зависимость Европы от российских энергоресурсов, за счет которых она уже удовлетворяет около трети своих потребностей. В этом проекте также увидели целенаправленную попытку Кремля изолировать Украину, которая лишится миллиардов долларов оплаты за газовый транзит.

Вашингтон уже давно считает «Северный поток — 2» наглой попыткой Москвы установить свой контроль над энергетическими потребностями Европы. Когда он будет установлен, Москва сможет принуждать европейские столицы к выполнению своих требований.

Из-за такой обеспокоенности ЕС, наконец, убедился в необходимости более трезво оценить мотивы Путина при реализации проекта «Северный поток — 2». Брюссель сегодня колеблется, не решаясь утвердить новый трубопровод. Как показал кризис газовых цен, сегодня проблема заключается в том, что европейские лидеры слишком поздно осознали скрытую угрозу, которую Путин создает для энергетических потребностей Европы.

Источник: ИноСМИ