Предстоящее снятие Вашингтоном основных санкций против Ирана открывает широкие перспективы для активизации регионального сотрудничества, и Армения как ближайший сосед Исламской республики может извлечь из этой «оттепели» существенные выгоды при наличии определенных факторов. Этой точки зрения придерживаются опрошенные Sputnik Армения эксперты. Причем выгода будет как геополитической, так и экономической.
Ранее руководитель администрации уходящего президента Ирана Хасана Роухани – Махмуд Ваези, сообщил, что Тегеран вместе с другими участниками переговоров по ядерной сделке в Вене согласовал снятие более тысячи санкций в сфере экономики, введенных при экс-президенте США Дональде Трампе. По его словам, стороны достигли соглашения в вопросах банков, страхования, нефти и судоходства. На основе соглашения будет снято около 1040 санкций времен Трампа.
По мнению заведующего кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардана Восканяна, вышедший из-под санкционного режима Тегеран усилит региональную внешнюю политику, активизирует свои действия не только на Ближнем Востоке, но и на Южном Кавказе. Последний вектор особенно актуален на фоне экспансионистских амбиций Турции.
«Иранцы сейчас как никогда заинтересованы в том, чтобы усилить свое политическое влияние на Южном Кавказе.
Укрепление позиций Анкары никоим образом не исходит из интересов Тегерана. Активизация турецкого фактора ограничивает возможности иранского геополитического маневра в северном и, в частности, Черноморском направлении, да и вообще любое усиление Турции в регионе будет происходить, в том числе и за счет интересов Ирана», — пояснил Восканян.
В этом смысле усиление армяно-иранского взаимодействия может стать важным звеном в сдерживании турецкой экспансии, уверен наш собеседник. Причем речь идет о дальнейшем продвижении не только традиционных вопросов армяно-иранской повестки, но и об относительно новых темах, в частности, о теме безопасности.
Восканян напомнил о заявлениях некоторых высокопоставленных чиновников Ирана о том, что Тегеран должен расширить свое присутствие в Армении, особенно в южном – Сюникском – регионе.
«Думаю, что экономическое присутствие может стать основной для двустороннего сотрудничества в сфере безопасности. Месседжи Ирана о готовности к сотрудничеству в Сюнике должны встретить соответствующий отклик со стороны официального Еревана», — считает востоковед.
Но есть один важный фактор, который не следует упускать из виду – это российское присутствие, которое сейчас подкрепляется еще и наращиванием военного компонента в Сюнике. По мнению Восканяна, Армения должна выстраивать отношения с Ираном таким образом, чтобы не навредить российским интересам. При гибкой и профессиональной работе армянской дипломатии это вполне возможно.
«В том, чтобы выставить Турцию из нашего региона, заинтересованы как Иран, так и Россия. Именно поэтому есть большой потенциал для трехсторонней кооперации в формате Армения-Россия-Иран. Другое дело, есть ли осознание такой необходимости в самом руководстве Армении?» — отметил иранист.
В свою очередь эксперт в области энергобезопасности Армен Манвелян напомнил, что львиная доля американских санкций приходится на нефтегазовый сектор Ирана. А Исламская республика очень сильно зависит от экспорта углеводородов.
Именно поэтому снятие санкций значительно развяжет руки иранской экономике, а также откроет перспективы для взаимодействия других стран с Ираном. Под санкции подпадали и все те государства и компании, которые работали с Тегераном.
Манвелян полагает, что в случае с Арменией отмена антииранских санкций может стимулировать, прежде всего, наращивание поставок иранского газа. Действующий газопровод сейчас заполнен всего лишь на 10-15% от всей мощности. Как известно, Армения покупает у Ирана газ, а взамен поставляет электроэнергию. В то же время эксперт настроен скептично в вопросе строительства нефтеперерабатывающего завода в Армении, вблизи иранской границы. Эта идея обсуждается уже несколько лет, но никаких подвижек до сих пор нет.
Он считает это скорее добрыми пожеланиями, нежели каким-то конкретным и жизнеспособным проектом. По словам Манвеляна, с экономической точки зрения это – невыгодный проект, и никто не станет делать инвестиции в него, особенно сейчас.
«Дело в том, что идея строительства НПЗ была привлекательной в период действия санкций против ИРИ. Весь замысел состоял бы в том, что поскольку никто не станет продавать подсанкционному Ирану технологии для строительства завода, а для Армении нет никаких ограничений, то предприятие может построить она, а готовую продукцию экспортировать, в том числе и в Иран. Даже тогда это было довольно спорной затеей, а сейчас и подавно. Если Ирану нужен будет НПЗ, то он построит его на своей территории», — уверен эксперт.
Но в любом случае снятие санкций и последующий рост иранской экономики стимулирует определенный рост товарооборота. По мнению Манвеляна, безусловно, Армения как ближайший сосед и транзитная территория для Ирана возьмет на себя определенную часть этих перевозок.