101 год резни армянского населения турко-азербайджанскими бандами в Шуши.
Шушинская резня 1920г. стала апофеозом продолжавшихся два года попыток властей Азербайджана захватить и подчинить себе Арцах. Добиться своей цели они пытались при прямой поддержке турецких войск. В последующем турецкие офицеры и эмиссары продолжали оказывать помощь азербайджанским вооруженным формированиям, в том числе и в вопросе организации шушинской резни 1920 года, пытаясь продолжить геноцид армян уже в Восточной Армении.
До 1920г. Шуши был столицей и культурным центром Арцаха. В нем проживало 40 тысяч человек, которые были разделены в двух разных частях города: мусульманская (занимала 35% площади города) и армянская (65% площади города) . Мусульманская часть состояла из 7 кварталов, в которых была одна мечеть, медресе, несколько молитвенных домов и музыкальные школы. Армянская часть состояла из 18 кварталов, в которых действовало 12 церквей, 7000 жилых зданий, реальное училище, несколько школ, две типографии, в которых печаталось 23 наименования газет, в том числе 20 на армянском языке и 3 на русском, 2 театра, несколько музеев и т.д.
Все здания в городе были построены в едином архитектурном стиле: стены из белого камня, крыши красного цвета из черепиц, или металла. Дома (обычно двухэтажные) были построены вплотную друг к другу. Город отличался европейской планировкой, широкими центральными улицами и узкими дворовыми улочками, с большим количеством фонарей. Обаятельную и уютную столицу Арцаха в те времена называли “Маленький армянский Париж”.
“… Я была ошеломлена тишиной. Я никогда не чувствовала такой ужасной, искусственной тишины. Внезапно кажется, что тишина бормочет, камни шепчутся, двигаются и набрасываются, и волосы встают дыбом. В марте 1920 года за три дня здесь было разрушено и сожжено 7000 домов, зарезано, по словам некоторых, 3-4 тысячи армян, а по другим – более 12 тысяч. Дело в том, что никого из 35 000 армян в Шуши не осталось. Где-то в ручье все еще можно увидеть женские волосы, покрытые черной кровью. Человеку с хорошим воображением тяжело дышать здесь. Ты идешь, идешь, идешь через ряды обугленных зданий, или, скорее, куски стен, ты спешишь, опасаясь, что никогда отсюда не выйдешь…”. Так известная советская писательница и поэтесса Мариэтта Шагинян описала увиденное в Шуши во время поездки туда во второй половине 1920-х, после резни азербайджано-турецкими ордами армянского населения в марте 1920 года.
Средневековое варварство азербайджано-турецкой орды, сожжение предварительно разграбленных всех армянских кварталов превратили некогда цветущий армянский город в серое, невзрачное поселение, в город-призрак. Таковым Шуши оставался более 40 лет, после чего, в 1960-х гг. власти Азербайджанской ССР решили стереть память об этом ужасном событии – бульдозерами сносили армянские церкви и дома, уничтожались все следы присутствия армян. На их месте возвели безликие советские пятиэтажки, которые заселялись исключительно этническими азербайджанцами.
Армянский Шуши стал было возрождаться после того, как 8-9 мая 1992г., в ходе отражения азербайджанской агрессии против Арцаха и Армении, армянские воины освободили город, превращенный азербайджанскими агрессорами в мощную военную базу, откуда регулярному обстрелу подвергались окрестные армянские села и особенно столица республики – Степанакерт. В освобожденный Шуши вернулись изгнанные оттуда люди, а также внутренне перемещенные в ходе развязанной Азербайджаном войны лица из других населенных пунктов Арцаха и беженцы из Азербайджана, по всей территории которого в 1987-1990гг. прошли тотальные этнические чистки и акты геноцида в отношении армянского населения. Постепенно отстраивались дома, инфраструктура, воссоздавались музеи. В частности, Музей ковров, в коллекции которого насчитывалось 250 ковров, созданных в период с XVII по XIX века и наилучшим образом представляющих особенности арцахского ковроткацкого искусства… К сожалению, в ходе агрессии азербайджано-турецкого тандема осенью 2020г. против Арцаха сотрудникам музея удалось вывезти лишь самые ценные экспонаты – 160 ковров, 2/3 коолекции, остальные остались в хранилищах во вновь оккупированном Шуши.
Кстати, когда Арцах был в составе Аз.ССР, азербайджанцы ходили по селам, покупали старые армянские ковры, предлагая взамен новые. Все это перевозили в Бакинский музей и выдавали за шедевры “азербайджанской культуры”. Нравы убийц и воров не изменились. Так что, если кому-то из читателей доведется столкнуться с демонстрируемыми Азербайджаном “карабахскими коврами”, вспомните об ограбленном азербайджанцами арцахском Музее ковров.
Ныне президент Азербайджана напыщенно обещает превратить Шуши в центр исламского мира. Где Алиев, где культура, где ислам?!.. По Алиеву и его другу Эрдогану, основой культурного центра Шуши должна стать школа турецкой террористической группировки “Серые волки”, которая будет давать образование в националистическом духе. Вот это в их духе – убивать, разрушать, грабить, присваивать земли и культурно-историческое достояние других народов, что никак не коррелируется с истинными исламскими ценностями.
“Записки карабахского солдата”
Из воспоминаний участника событий 1918-20гг. в Арцахе Заре Мелик-Шахназаряна
“… Спустя четыре дня после пожара и гибели города, среди беженцев мы встретили женщину, полусумасшедшею красавицу по имени Татевик. Она была среди этих людей и каким-то чудом спаслась. Вот что она рассказала нам о том, что произошло во дворе дома, когда туда пришли турки:
– Когда турки ворвались во двор, они стали хватать всех подряд. Женщин и девушек насиловали, самых красивых брали себе, а остальных убивали. Мальчиков тоже насиловали и убивали. Потом они стали расправляться с пленниками-мужчинами и юношами, которых предварительно связали. Их по очереди подводили к палачу, который сидел на табуретке в кожаном переднике, с острым ножом в правой руке. Первым к нему подвели священника Тер-Арутюна, статного и красивого мужчину с длинной бородой. Его руки были связаны за спиной, а на ногах были цепи. Палач повалил его на спину, голову положил на колено, затем взял священника за бороду и с видимым усилием отрезал тому острым ножом голову. Потом голову священника турки накололи на пику и носили напоказ по всем улицам татарской части города.
Потом, – рассказывала Татевик, – к палачу стали подводить одного за другим связанных юношей 15-20 лет. Когда подводили очередную жертву, палач брал обессиленного уже человека левой рукой за подбородок, сваливал на спину, голову клал затылком на свое колено, хватал двумя пальцами за ноздри, а правой рукой проводил ножом по горлу. Затем он отталкивал агонизирующее тело ногой, отбрасывая в сторону. Публика же, состоящая из тюрок, стояла и со звериным интересом наблюдала за происходящим. Таким образом на глазах татарской толпы было зарезано 60 юношей”.
МИД Республики Арцах: Шуши был и останется неотъемлемой частью Арцаха
“Геноцид в Шуши стал первым проявлением агрессивной политики в отношении Арцаха со стороны искусственно созданного государства под названием “Азербайджан”. В результате этого ужасного преступления тысячи армян были убиты, десятки тысяч были вынуждены покинуть город, армянское культурное наследие было уничтожено, имущество людей разграблено, а святыни осквернены”, – отмечает в своем заявлении по поводу 101-й годовщины трагических событий в Шуши МИД Республики Арцах.
“Это трагическое событие стало толчком для политики, которую Азербайджан должен был проводить в течение последующих десятилетий. Продолжением подобных актов ненависти стала антиармянская политика, проводимая Азербайджаном против армянского народа с 1988 года, которая сопровождалась репрессиями, этническими чистками и массовыми убийствами”, – говорится в заявлении.
Тот факт, что политика геноцида Баку и Анкары не получила адекватной оценки со стороны международного сообщества, а виновные остались безнаказанными, привел к тому, что Азербайджан 27 сентября 2020 год при поддержке Турции и с привлечением международных террористов развязал новую агрессию против Арцаха, намереваясь захватить армянский город-крепость Шуши.
“Резня армянского населения Шуши в 1920 г. и оккупация города в 2020 г. – это не только проявления политики геноцида в отношении Арцаха и армянского народа, но и преступление против человечества и человечности, грубейшее нарушение норм международного права. Армяне Арцаха никогда не смирятся с потерей Шуши. Шуши был и останется неотъемлемой частью Арцаха. Будут приложены все усилия для деоккупации оккупированных территорий Арцаха и восстановления исторической справедливости”, – подчеркивает МИД Республики Арцах.
Гаянэ Мовсесян, RA.am