Эрдогана нервирует молчание Байдена
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган смягчил свою антизападную и антиамериканскую риторику, явно пытаясь перезапустить непростые отношения со своим союзником по НАТО, но президент США Джо Байден все еще хранит молчание.
Спустя почти два месяца своего президентства Байден не звонил Эрдогану, что некоторые в Турции считают тревожным знаком. Для сравнения, бывший президент Дональд Трамп и Эрдоган провели беседу всего через несколько дней после выборов 2016 года.
Связи между Анкарой и Вашингтоном, которые когда-то считали друг друга стратегическими партнерами, в последние годы неуклонно ухудшались из-за разногласий по Сирии, сотрудничества Турции с Россией и в последнее время по поводу турецких военно-морских интервенций в восточном Средиземноморье, которые официальные лица США назвали дестабилизирующими.
Несмотря на напряженность, многие в правительстве Эрдогана надеялись на еще четыре года правления Трампа, который поддерживал личные отношения с Эрдоганом и не читал ему никаких лекций о ситуации с правами человека в Турции.
Байден вызвал гнев турецких официальных лиц после интервью New York Times, в котором он говорил о поддержке оппозиции Турции против «автократа» Эрдогана.
В публичных заявлениях турецкие официальные лица преуменьшают отсутствие телефонных звонков из Белого дома, отмечая, что разговоры ведутся на других уровнях. Но высокопоставленный турецкий чиновник сказал Associated Press, что офис Эрдогана «не в восторге» от этого.
Джен Псаки, пресс-секретарь Белого дома, заявила на прошлой неделе, что многие мировые лидеры еще не говорили с Байденом, и она уверена, что он позвонит Эрдогану «в какой-то момент».
Оставшись с несколькими друзьями из-за напористой внешней политики, антизападной риторики и растущего авторитаризма, Турция пытается привлечь иностранные инвестиции, чтобы спасти свою проблемную экономику. Эрдоган обращается к США, европейским странам и другим бывшим союзникам, пытаясь уладить проблемные отношения и положить конец международной изоляции.
Байден, который говорил о восстановлении международных союзов и традиционных связей, а также об укреплении НАТО, был бы заинтересован в восстановлении связей и попытках вывести Турцию из сферы влияния России.
Но аналитики считают, что будет очень сложно восстановить отношения, учитывая ряд вопросов, по которым две страны не сходятся во взглядах, включая решение Турции приобрести передовую российскую зенитную систему С-400.
Турция утверждает, что российская система, которая обошлась стране в 2,5 миллиарда долларов, не представляет угрозы для альянса НАТО, и неоднократно призывала к диалогу для решения этой проблемы. Вашингтон настаивает, что санкции нельзя отменить, пока российская система остается на турецкой земле.
Во время слушаний в Сенате перед утверждением на посту госсекретаря Энтони Блинкен назвал Турцию «так называемым стратегическим партнером».
Мерве Тахироглу из вашингтонского «Проекта ближневосточной демократии» заявила, что Эрдогану будет сложно отказаться от С-400, «потому что он так много думал о покупке и о том, что это будет значить для геополитической независимости Турции».
Еще одним предметом разногласий является американская военная поддержка сирийских курдских боевиков в борьбе с группировкой «Исламское государство». Министр обороны Хулуси Акар заявил, что отношения не могут улучшиться, если Вашингтон не прекратит свое сотрудничество с сирийской курдской группировкой.
В 2019 году Байден обвинил Трампа в предательстве союзников США после решения последнего о выводе войск из северной Сирии, что подготовило почву для военного наступления Турции против сирийской курдской группировки.
Администрация Байдена, вероятно, окажет давление на Турцию в связи с ее энергетическим спором с Грецией в восточном Средиземноморье, который привел к напряженному противостоянию между двумя членами НАТО. С тех пор Турция прекратила поиск энергоресурсов в спорных водах, а Эрдоган смягчил свою пламенную риторику.
Гонул Тол, директор Центра турецких исследований Института Ближнего Востока, отметил, что Турция не может идти на уступки в восточном Средиземноморье, «потому что это считается национальным делом в широком сегменте турецкого общества».
Ожидается, что администрация Байдена будет уделять больше внимания демократии и правам человека, чем Трамп. Во время телефонного разговора с министром иностранных дел Турции Мевлутом Чавушоглу Блинкен подчеркнул «важность демократических институтов, инклюзивного управления и уважения прав человека».
На прошлой неделе Эрдоган пообещал провести серию реформ, направленных на улучшение положения в области прав человека, но аналитики заявили, что они вряд ли окажут огромное влияние или приведут к освобождению из тюрьмы таких известных фигур, как активист Осман Кавала.
«Для того, чтобы произошла настоящая перезагрузка, администрации Байдена необходимо увидеть больше процесса демократизации … который может иметь форму серьезных судебных реформ или освобождения некоторых из наиболее спорных политических фигур», — сказал Тахироглу.
Турция также добивается экстрадиции проживающего в США священнослужителя Фетуллы Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации неудавшегося военного переворота в 2016 году. Официальные лица США заявляют, что Анкара не смогла представить документы, которые позволили бы его экстрадицию. Турция обвиняет Вашингтон в предоставлении ему убежища.
Также угрозой для отношений является судебный процесс против турецкого государственного банка Halkbank, обвиняемого в помощи Ирану в уклонении от санкций США на сумму 20 миллиардов долларов.
«Если суд вынесет приговор Halkbank, это будет иметь разрушительные последствия для экономики Турции, и я не понимаю, как можно добиться перезагрузки (отношений) после этого», — сказал Тол.
Источник: News.am
Подписывайтесь на наши соцсети: Telegram | YouTube | Facebook | YouTube