Соціум

Газета.Ru о путешествии в Армению: «Дивная печальная сказка»

Марина Ярдаева в статье под названием «Дивная печальная сказка», которую приводит интернет-издание «Газета.Ru», рассказала о том, почему Армения не отпускает туриста.

«Арарат почти никогда не видно. Из-за облаков – над облаками – порой выглядывает только его снежная шапка, она парит в синеве неба, как сказочный парусник. Странный, нереальный, грустно-красивый этюд. И в Армении почти все так. Печальная прекрасная страна, в которой все удивительно.

Удивительно, что из 11 миллионов армян, разбросанных по миру, на родине живет чуть больше трех миллионов – так уж исторически сложилось.
Нереалистичным кажется то, что при явной экономической скудости жизни – бедности, социальной нестабильности – нет никакой разрухи, а люди приветливы и жизнелюбивы. Фантастичным представляется, что при таком неудобном географическом положении, в окружении азиатских мусульманских государств, Армении удается оставаться европейской по духу страной, где главное богатство – это история и культура.

К истории – пожалуй, стоит начать с нее – в Армении отношении трепетное. Причем именно трепетное, очень бережное – никакой напыщенной гордости, никакого агрессивного невежественного бахвальства. О том, будто армяне с пеной у рта готовы доказывать, что и Иисус был армянином, я слышала где угодно и от кого угодно, но только не в Армении и не от армян.

Зато каждый первый в Ереване может объяснить, как пройти хоть к Музею Сергея Параджанова, хоть к музею древних рукописей – Матенадарану. А каждый второй готов отложить свои дела и до этих самых музеев проводить, попутно рассказывая и показывая, куда еще хорошо бы заглянуть любопытному путешественнику. В мемориальный комплекс Цицернакаберд еще и вместе с вами пойдут.

В порядке вещей, когда в автобусе обычные пассажиры рассказывают с упоминанием дат, имен и прочих деталей историю строительства античного храма в Гарни. Очень быстро привыкаешь к тому, что даже с молоденькой продавщицей в продуктовом магазине можно поговорить в подробностях о результатах раскопок в Эребуни. Уже на третий день перестаешь удивляться, что даже таксисты читают Мандельштама:

«Ах, Эривань, Эривань! Не город – орешек каленный,
Улиц твоих большеротых люблю вавилоны».

Ереван, он действительно как Вавилон. Только сначала было разрушение, а потом величественное вознесение. Масштабная стройка на месте разобранного азиатского старого города началась в тридцатые годы ХХ века.

Отстраивали столицу Армении по проекту советского архитектора Александра Таманяна. К нему у армян тоже особое отношение – очень почтительное», – говорится в материале.
«То, как армяне относятся к своему архитектурно-историческому наследию, порождает зависть. Все отреставрировано, вычищено, облагорожено. Армения – бедная страна, но на поддержание памятников и благоустройство денег не жалеют.

У нас, впрочем, тоже не жалеют, только все вечно где-то растворяется. У нас какой-нибудь древний Торжок производит впечатление города, который только вчера разбомбили. Легендарный монастырь в Боголюбове чахнет в окружении дешевых пивных и собранных из всякого хлама сараев-минимаркетов. А во Владимире, например, рядом с выскобленным до блеска Дмитриевским собором может у всех на глазах агонизировать Богородице-Рождественский монастырь, где корпуса отданы под стоматологию, а во дворах гниет под дождями в труху старая мебель. Представить такое в Армении невозможно.

Почему так? Может, причина в том, что культура Армении – это не только дела давно минувших дней. Связь времен не прервалась здесь вопреки множеству разорительных войн и нашествий. Например, Эчмиадзинский кафедральный собор, основанный в 303 году, до сих пор является главным храмом Армянской апостольской церкви. В пещерный монастырь Гегард и сегодня помимо толп иностранных туристов приезжает много армян – едут набрать целебной воды из источника, помолиться за близких. Сейчас вновь действует Севанаванк – монастырь на берегу самого известного армянского озера.

Поддержание жизни в армянских святынях требует больших усилий и, конечно, денег. Но никто не ропщет, дескать, лучше бы пособия по безработице вернули, чем «попам» отдавать. В чем секрет? В особой религиозности армянского народа? В том, что религиозные институты не дискредитированы, как в России? В желании удержать туристов и привлечь новых? Нет, дело не в этом.

А в чем, непонятно. Только смутно чувствуешь: тут другое. Храмы и монастыри в Армении – это душа страны; плавно-певучие, грустно-охристые, изможденные солнцем горы и долины немыслимы без этих величественных построек», – пишет автор статьи.

«Еще не успев уехать, ты уже мечтаешь вернуться сюда еще и еще раз. Ты, конечно, рационализируешь это, мол, в следующий раз надо бы добраться все-таки до Татева. Но все же чувствуешь, дело не в нем, не в Татеве. И не в самой длинной в мире канатке. Не в особых свойствах севанских вод. Не в самом вкусном суджуке. Просто хочется вернуться душой в эту неторопливость бытия, в эту дивную печальную сказку.

В Армении все текуче, томно, приглушенно, щемяще, раздумчиво. И красиво. Над головой синее-синее небо, на горизонте рыжебородые горы, под ними – желтые долины да излучины рек. Лазурь да глина, глина да лазурь. И какая-то тихая музыка», – пишет автор.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net