Політика

Армен Айвазян: Принятие резолюций о признании Геноцида армян в Сенате — исторический прорыв

«Приветствуя резолюции американских законодателей, нам следует оценивать их по собственным критериям», — заявил в интервью «Голосу Армении» доктор политологических наук Армен Айвазян.

— 12 декабря сего года Сенат США единогласно признал Геноцид армян. Как вы прокомментируете это событие?

— Принятие резолюций о признании Геноцида армян в Сенате (S.Res.150), а до этого в Палате представителей Конгресса США (H.Res.296) следует считать историческим прорывом. Приветствуя запоздавшие решения американских законодателей, в то же время нельзя впадать в эйфорию.

Во-первых, эти идентичные по содержанию резолюции имеют рекомендательный характер, а не силу закона. Следовательно, в этом вопросе администрация США в угоду требованиям Турции может еще долго придерживаться отличного от Конгресса курса. Во-вторых, давно настало время, чтобы Армения и армянство оценивали подобные резолюции по собственным критериям, соответствующим как своим национально-государственным интересам, так и исторической действительности. Еще в 2007 году я предложил пять главных критериев для такой оценки. Вот они:

1. Точное обозначение хронологических рамок Геноцида армян 1893-1923 годов.

В рассматриваемых резолюциях Геноцид определяется в рамках 1915-1923 годов, что уже является положительным результатом, поскольку в резолюциях подобного рода, принятых во многих других странах, указывается лишь 1915 год.

2. Необходимое упоминание о том, что армяне были уничтожены не только по всей Османской империи, но также — и в первую очередь — на их исторической родине — в западной части Армении и Киликии. Такого упоминания нет: в данных резолюциях Армения не фигурирует ни в историческом, ни в современном международном контексте. Не упоминается даже само слово «Армения».

3. Четкое указание государства, совершившего это преступление против человечества, Османской Турции, а также прямое осуждение ее правопреемницы — Турецкой Республики — за отрицание Геноцида армян и осуществление враждебных действий уже против сегодняшней Армении (блокада, пропагандистская война, отказ от дипломатических отношений, военная и другая поддержка, оказываемая Азербайджану, и т.д.).

В резолюциях четко сказано, что 1,5 миллиона армян было уничтожено Османской империей, однако Турция не упоминается вообще. О нынешних действиях Турции косвенным образом говорит лишь статья о том, что следует «отвергнуть попытки заручиться, привлечь или иным образом связать правительство Соединенных Штатов с отрицанием Геноцида армян или любого другого геноцида».

4. Признание ответственности турецкого государства перед армянским государством как перед конечным выразителем и представителем интересов армянского народа, а также необходимости компенсаций и реституций именно Республике Армения (для нас это будет подразумевать в том числе и территориальный компонент). Ничего подобного в данной резолюции нет.

5. Обязательность увязки последствий Геноцида с нынешней геополитической ситуацией в регионе. Иначе говоря, признание основополагающего воздействия Геноцида на безопасность Армении и региона. Опять же ничего подобного в данной резолюции нет.

— Какая конкретная дипломатическая повестка в контексте признания Геноцида должна быть сегодня для нас приоритетной?

— Для нас важно, чтобы признание Геноцида в разных государствах отражалось в их внешней политике конкретными сдвигами по отношению к сегодняшнему тяжелому геополитическому положению Армении, что есть прямой результат и последствие Геноцида армян. Пока что подобные резолюции никак не влияют на политику США и других государств по отношению к Армении, Турции, Азербайджану и карабахскому конфликту. Эти резолюции увязаны не с армянской, а с собственной внешнеполитической повесткой, в данном случае с ухудшением отношений между США и Турцией. В общем, нам расслабляться нельзя. Основные задачи — впереди.