Політика

Ситуация в Нахичевани намного опаснее, чем в Карабахе — политолог

Карабах

Обострение ситуации на армяно-азербайджанской границе в Нахичевани намного опаснее, чем ситуация в Карабахе, сказал Sputnik Армения политолог Сергей Маркедонов.

«Эскалация за пределами Карабаха – это не новость. Можно вспомнить ситуацию конца 2015 года, которая касалась предновогоднего обострения в Тавуше. Участки за пределами карабахского конфликта опаснее», — сказал Маркедонов.

В случае Карабаха, по его словам, есть хотя бы Анджей Каспршик с его маленькой мониторинговой миссией – менее десяти человек на 193 километра. Что касается Нахичевани, то конфликт становится межгосударственным, это международно-признанная граница.

«Армения не выдвигает по Нахичевани какие-то требования. Ну, есть националистический дискурс внутри страны, но это несерьезно, я говорю об официальной линии», — сказал Маркедонов.

По его словам, имеет место игра мускулами, это не удивительно. Баку сочетает переговоры с военным давлением не первый год. Азербайджан не удовлетворен статусом-кво и хочет всячески его изменить.

«Я не уверен, что он может начать какие-то активные военные действия, но по Нахичевани есть дефицит адекватных источников», — сказал Маркедонов.

По его словам, в условиях информационной войны трудно найти рациональное зерно. Сам он считает, что определенное оживление в Нахичевани, на подконтрольных Азербайджану территориях есть.

«Понять, насколько важно это со стратегической точки зрения можно, если поехать и посмотреть нагорье и проходящую рядом дорогу. Ситуация, как с Карабахом, так и с Нахичеванью – это тестирование, попытка раздвинуть рамки. Они могут быть успешными, а могут и нет. Вот в этом опасность», — сказал Маркедонов.

При этом, по словам эксперта, дело не в том, что Баку хочет войны. По его мнению, в отличие от Саакашвили, Алиев более спокойный и рациональный политик. Он не будет делать абсолютно рискованных шагов в надежде на фантомную поддержку Турции или Запада.

Турция очень сильно занята на Ближнем Востоке, и дополнительное втягивание в кавказскую геополитику ей не очень интересно. Тем более, по словам Маркедонова, у Эрдогана свои планы по дистанцированию от России: не на союзничество, но кооперацию с Москвой.

Полный разрыв отношений не в интересах Турции. Запад этот вариант также не рассматривает.

Поэтому, по его словам, Азербайджан вряд ли сможет получить какую-то значительную поддержку.

С другой стороны, логика самого конфликта предполагает, что когда начинаешь какое-то расширение, ответ может быть не тот, на который рассчитываешь. Более жесткий.

«В этом опасность. В карабахском конфликте есть какой-то формат переговоров, какие-то рамки, здесь их нет», — подчеркнул Маркедонов.

По его словам, он уже в течение пяти лет обращает внимание, что главная проблема даже не Карабах, а армяно-азербайджанская граница.

Напомним, что в последние дни на различных участках линии соприкосновения войск Азербайджана и Карабаха, а также в направлении Нахичевани наблюдается процесс мобилизации — к границе стягивается техника и живая сила со стороны Азербайджана.

Как известно Нахичевань (Нахиджеван) – историческая армянская провинция, часть Ереванской губернии.

В 1918-1920 гг. Нахичевань еще входила в состав первой Республики Армения. Однако, к сожалению, сложившаяся в регионе политическая ситуация, связанная со сближением кемалистской Турции и Советской России, негативно повлияла на судьбу Нахичевани, и в 1923 году эта армянская область в качестве автономной оказалась в составе новосозданного Советского Азербайджана.

В результате там сегодня уже нет армянского населения.