Бизнесу Армении в 2018 пришлось «больше бегать», прибыль упала
Конкуренция на рынке важнейших товаров в 2018 в Армении повысилась. Об этом заявил на пресс-конференции в субботу председатель Госкомиссии Армении по защите экономической конкуренции Артак Шабоян.
В частности масло, пшеницу, муку, сахар стали завозить больше компаний. Например, в 2014 году в республике действовал один крупный импортер – «Алекс Григ» депутата Самвела Алексаняна (почти 75% рынка). Наряду с ним на рынке сливочного масла работали около двух десятков небольших импортеров и местных производителей. Теперь доля «Алекс Григ» снизилась до 49% рынка, а импортеров стало уже 57.
Сахар завозят уже не 36, а 62 компании. Доля крупнейшего игрока на рынке (снова «Алекс Григ») снизилась с 92% до 78%. Причем раньше за Алекcаняном оставалась монополия на рынок широкого потребления. Остальные импортировали сахар исключительно для собственного производства (Coca Cola и Pepsi, «Гранд Кенди» и др), теперь альтернатива появилась и на потребительском рынке.
Еще больше компаний появилось на рынке муки – с 34 до почти 150. Раньше крупнейшими компаниями здесь были «Алекс Григ» и «Манана Грейн». Активизировались небольшие импортеры: в Евразийском союзе им стало легче завозить муку из южных областей России.
Но в основном в Армению завозят не муку, а пшеницу. Здесь на рынке действуют две крупных мукомольни (одна из них — все тот же «Алекс Григ», другая – «Манана Грейн»), ну и несколько небольших. Конкуренция на рынке очень высокая: если раньше крупнейший поставщик муки («Манана Грейн») занимал 38% рынка, то теперь их доля не превышает 5%.
В результате, цена на сахар снизилась с 340 до 280 драмов за килограмм, на бананы – с 770 до 510 драмов. Что касается остальных товаров, которые не подешевели (молочные и мясные продукты, подсолнечное масло и др), то здесь повлияли другие ценовые факторы.
В случае с маслом – это мировые цены, остающиеся высокими, а на рынке молока и кисломолочных продуктов – цена на закуп молока у фермеров. Если на остальные товары цена и не снизилась, то «виноваты» были не компании, а условия на рынке. А прибыль компаний в среднем снизилась. Насколько именно – зависит от конкретного рынка, но снижение очевидно, заметил Шабоян.
Источник: Sputnik