Александр Цинкер: Муниципальные выборы в Армении были уникальными по определению
Эксперты и наблюдатели из международных организаций редко посещают муниципальные выборы, и выборы в совет старейшин Еревана, прошедшие 23 сентября, не были исключением – наблюдателей из других стран здесь почти не было. Однако эксперты, не увидевшие этих выборов, многое потеряли, утверждает Александр Цинкер из Международного экспертного центра избирательных систем: выборы были хоть и «скучные», но совершенно уникальные по определению.
«Нам было непонятно, почему кроме нас никто не приехал наблюдать. Они многое потеряли, действительно интересно было посмотреть», — отметил политолог.
В ходе наблюдения за избирательным процессом в Ереване Александр Цинкер выделил 7 пунктов, о которых рассказал на встрече с армянскими журналистами:
1. Поскольку это были первые выборы после смены власти в Армении, специалистам было интересно, как они будут организованы, как пройдут. Александра Цинкера удивило, что наблюдателей из других стран и организаций практически не было; с другой стороны, он понимает, что отправить наблюдателей на внеочередные выборы, когда это не запланировано в бюджете организации на текущий год, весьма проблематично.
2. Большинство людей, выдвинутых от партий и блоков, прежде не участвовали в управлении города, их имена «не несли отрицательную нагрузку прошлой власти». А программы всех сил, участвующих в выборах, были очень похожи друг на друга: «Все предлагали: будем богатые, здоровые, пушистые», — отметил Цинкер.
Борьба же между некоторыми силами, особенно между блоком «Мой шаг» и «Процветающей Арменией», была политизирована, добавил он.
3. Предвыборная кампания была очень короткая и длилась всего 12 дней. Как отметил Цинкер, за 12 дней новые партии и блоки, малознакомые избирателям, не могли успеть рассказать ереванцам о себе – это поставило их в неравные условия.
С другой стороны, за 12 дней сложно организовать нормальные выборы, особенно в сложившейся ситуации: был риск, что некоторые члены комиссий, особенно если они также были членами РПА, могли саботировать выборы, не явившись, например, утром на свои участки. Однако этого не произошло, и ровно в 8 часов утра все избирательные участки открылись и начали свою работу.
4. Как отметил Александр Цинкер, впервые на его памяти обстановка на самих избирательных участках и вокруг них была такая спокойная: не было ребят, дежурящих возле участков, договаривающихся о чем-то с избирателями, пожимающих им руки.
С другой стороны, его удивило, что уполномоченных лиц от партий и блоков на участках тоже не было: были доверенные лица от блока «Мой шаг», от «Процветающей Армении», еще несколько человек из «Луйс», «Дашнакцутюн» и «Еркир Цирани» — людей от остальных сил он не встретил. Возможно, однако, что это связано с тем, что у последних просто не было такого количества волонтеров, которых можно было отправить на участки.
5. Внимание Цинкера также привлекла атмосфера доверительного отношения к результатам выборов в Ереване. Один блок набрал более 80% голосов – казалось бы, это должно было вызвать много вопросов, однако на деле никто не сомневается в честности этих выборов.
6. Низкая явка избирателей также привлекла внимание Цинкера. Однако, по его словам, на муниципальных выборах во всем мире явка бывает намного ниже, чем на парламентских выборах. Однако низкая явка в данном случае могла быть связана и с уверенностью людей в победе блока «Мой шаг»: те, кто были за «Мой шаг», знали, что победа наверняка за ними, значит, можно и не ходить на выборы воскресным днем; а те, что «болели» за другие силы, решили, что все равно проиграют, значит, идти голосовать нет смысла.
Так или иначе, на этих выборах явка была на несколько процентов выше, чем на прошлых выборах мэра.
7. Выборы мэра Еревана, как отметил Цинкер, превратились в референдум доверия премьер-министру Николу Пашиняну: многие голосовали за «Мой шаг» не ради программы этого блока, а ради премьера. Это, однако, большая ответственность для него, ведь в случае возникновения проблем в работе Совета старейшин ответственность также ляжет на плечи премьера.
Что касается нарушений, замеченных на прошедших выборах, Александр Цинкер отметил, что многие избирательные участки были расположены на 2 этаже в зданиях без лифта, а потому люди с ограниченной подвижностью просто не могли попасть на свои участки.
Были также проблемы со списками избирателей: многие люди из списков давно уже не проживают в Армении, и их в этих списках быть не должно было.
«Возможно, низкая явка тоже связана была с тем, что в списках много фиктивных граждан, которые якобы проживают в Ереване. Надо серьезно почистить списки, возможно, картина бы изменилась», — отметил Цинкер.
С другой стороны, по его словам, «чистка» списков вряд ли могла повлиять на результаты выборов – только на процент проголосовавших. Если бы разница между двумя или тремя силами, участвовавшими в выборах, была около 5-6%, подобные нюансы, по словам специалиста, еще могли бы на что-то повлиять, но блок «Мой шаг» победил с действительно большим отрывом.
Источник: News.am