FreeStyle

Экономист: Дефолт Межбанка отяготит бремя и без того уязвимого банковского сектора Азербайджана

Межбанк

Ситуация с обанкротившимся Международным банком Азербайджана (МБА) сильно отразилась на имидже официального Баку. Сразу после этой новости все международные рейтинговые агентства отреагировали на фактический дефолт и снизили кредитный рейтинг и банка, и Азербайджана. Об этом в интервью сайту «Новое Времечко» заявил экономист Натиг Джафарли, по мнению которого, все это негативно повлияет на банковскую систему Азербайджана.

Внешний долг Межбанка составил свыше $3 млрд., один из которых, – практически внутренний долг, то есть вклады Госнефтефонда, который положил на депозит банка $1 млрд., остальные – это американские и европейские кредиторы.

Напомним, что крупнейший банк Азербайджана – Международный банк Азербайджана (МБА), оказавшийся на грани краха в результате дефицита в стране валюты и острого валютного кризиса, прекратил выплаты по внешнему долгу и начинает переговоры с кредиторами о реструктуризации. В начале мая МБА обратился в Нью-Йоркский суд о реструктуризации его долга перед иностранными инвесторами в США. В частности, 10 мая МБА пропустил платеж по основному долгу и процентам по кредиту на $100 млн.

Часть его долгов в иностранной валюте будет заменена на суверенные гособлигации Азербайджана, а предлагаемый план реструктуризации станет обязательным, если его одобрят кредиторы, на долю которых приходится две трети задолженности в денежном выражении.

Так, по словам Джафарли, азербайджанское правительство сначала предложило инвесторам списать 20% долга, что, естественно, не понравилось международным кредиторам.

«В ближайшие месяцы ожидаются жесткие переговоры. Иностранные кредиторы также понимают, что азербайджанское правительство, намекнуло на то, что они могут отозвать лицензию банка и тогда через судебные разбирательства можно будет вернуть долги, а это может занять годы. Поэтому международные кредиторы тоже пытаются найти приемлемое решение данному вопросу», – добавил эксперт.

Джафарли также отметил, что Азербайджан со своей стороны пытается воспользоваться рычагом энергетического проекта «Южный газовый коридор».

«Тут вопрос в том, что, если они не смогут договориться, то правительство может не получить дальнейшее кредитование для этого проекта. Данная обстановка также будет влиять на всю банковскую систему и на всю экономику страны. Банковский сектор и так в сложном положении, а сейчас после этого прецедента они не смогут взять внешние кредиты, как раньше. Поэтому на банковский сектор ляжет огромное бремя, и на манат тоже будет оказано давление. Так как если правительство все-таки решит отдать долги, то им придется отдавать примерно 2 миллиарда долларов и все зависит от того, откуда правительство будет выплачивать: если из бюджета, то давление на манат усилится и можно ожидать ослабления нацвалюты», — добавил он.

Говоря о проводимых экономических реформах в Азербайджане, эксперт отметил, что любые реформы должны осуществляться наряду с реформами в судебной системе, в противном случае результатов не будет.

Между тем, сайт азербайджанской общественно-политической газеты «Эхо.аз» пишет, что кризис в банковской системе Азербайджана остается одной из самых актуальных проблем в стране, для правительства которого это является головной болью, от которой пока не удается избавиться.

Так, в беседе с сайтом независимый экономист Фуад Ализаде заявил, что, пока банки не начнут полноценно работать, а именно выдавать кредиты населению по оптимальным процентам, нет оснований говорить об активизации их деятельности. При этом, он подчеркнул, что банковской системе не удается наладить этот процесс ввиду нестабильного курса маната.

«Банковский сектор продолжает сокращать число сотрудников. Согласно последним данным Палаты надзора над финансовыми рынками, по итогам четырех месяцев с начала 2017 года количество банковских служащих составляет 16214 человек. В течение апреля этот показатель сократился на 98 человек, а в сравнении с началом года – на 733 сотрудника. О каком росте доходов можно говорить, если банки продолжают избавляться от сотрудников? Коммерческие банки идут на жесткие меры, чтобы сократить расходы и выйти на прибыль, в том числе за счет сокращения кадров», – сказал Ализаде.

По его словам, оснований говорить, что банковская система ожила и ведет активную деятельность – нет. «Кризис в банковской системе пройдет только после того, как финансовые учреждения начнут вести кредитные операции. В настоящее время объемы кредитования идут на спад, а население продолжает изымать свои средства из банков», — сказал Фуад Ализаде.

Вместе с тем, глава Лиги защиты прав трудящихся Сахиб Мамедов в интервью «Эхо.аз» заявил, что экономические проблемы продолжают влиять на рынок труда Азербайджана, однако некоторые чиновники не хотят этого признавать. По его словам, государственные органы не учитывают инфляцию и соотношение к мировым валютам.

«Некоторые чиновники делают заявления, опираясь на официальные статданные, которые расходятся с реальными. Доходы населения растут, но в номинальном выражении. Цены на продовольствие и услуги не стабильны, они растут, как и доходы населения. Из-за незначительного роста заработных плат и взлета инфляции граждане не замечают повышения доходов», – подчеркнул эксперт.

К тому же Сахиб Мамедов отметил, что не стоит говорить также и о том, что доходы населения выросли в восемь раз. «Тем более, что с начала 2015 года – после первой девальвации национальной валюты, доходы населения в долларовом выражении в несколько раз снизились», – сказал он, комментируя заявление министра труда и социальной защиты населения Салима Муслимова о том, что в Азербайджане уровень безработицы якобы упал до 5%, а доходы населения выросли в 8 раз.

По словам эксперта, правительство Азербайджана не планирует пережидать кризис.
«Государственные органы не признают того факта, что страна столкнулась с экономическим кризисом. Посткризисный период для нас не актуален, потому что кризиса в Азербайджане нет. Другое дело, что всей стране придется ждать результатов реформ», – сказал Мамедов.

Он отметил, что в настоящее время невозможно объективно оценить, насколько удачно правительство делает первые шаги по восстановлению национальной экономики.
«Например, сегодня правительство проводит реформы в аграрном секторе. Пока мы не видим каких-либо изменений в этой отрасли, но, может быть, плоды реформ станут заметными через несколько лет. Нам ничего другого не остается делать, как ждать 2020 года, чтобы оценить результаты реформ. В ближайшее время ждать развития рынка труда в Азербайджане не стоит. Как таковое оживление на рынке не предвидится, но настроение в обществе не паническое, градус волнений снизился», – резюмировал Мамедов.

Ранее Сахиб Мамедов неоднократно заявлял о том, что в финансовом и строительном секторах Азербайджана дела обстоят стабильно плохо.

В свою очередь, сайт независимого Интернет-телевидения «Meydan TV» пишет, что нефть для экономики Азербайджана по-прежнему имеет первостепенное значение, ярким доказательством чего является ситуация в связи с Межбанком, подавшим в конце мая заявление о банкротстве и приступившим к переговорам с кредиторами, с целью реструктуризации долга в размере $3,3 млрд.

Отмечается, что в целом, по данным Центробанка Азербайджана, к концу 2016 года внешний долг страны составил $9 млрд. 17 млн. К тому же, как заявляет заместитель вице-президента Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) по инвестициям и маркетингу Виталий Беглярбеков, ежегодно добыча нефти в Азербайджане сокращается на 7-10%. Только в январе 2017 года добыча нефти и газа была сокращена соответственно на 4,2% и 0,9%.

Кроме того, согласно публикации, у Госнефтекомпании Азербайджана также есть свои проблемы. В частности, задолженность — около $8 млрд. по кредитам, взятым под государственный залог. И, как минимум, необходимо еще $4-5 млрд. для продолжения начатых проектов.

Тем временем, как сообщает информагентство «Интерфакс-Азербайджан» со ссылкой на данные Совета по регулированию энергорынка Турции (EPDK), в I-ом квартале 2017 года в рамках Стадии-1 разработки месторождения Шах-Дениз Азербайджан экспортировал в Турцию на 6,8% меньше кубометров газа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Источник: Panorama

AnalitikaUA.net