Жан-Поль Мартоз: 2015 год не станет легким
Армянский вопрос остается испытанием для стран, заявляющих о приверженности демократическим ценностям. Об этом написал журналист Жан-Поль Мартоз в своем блоге в бельгийской газете Le Soir. Автор пишет:
«В 2014-м годовщина начала Первой Мировой вызвала огромный общественный интерес. Не одна речь о торжестве гуманизма прозвучала в музее Мировой войны Фландерс Филд в бельгийском Ипре, где впервые был применен смертоносный газ иприт. Но воспоминание об одном историческом эпизоде может нарушить единодушие.
Сто лет назад, 24 апреля 1915 г, во время ожесточенны боев в Ипре и Шампани, турецкие власти арестовали сотни видных представителей армянской интеллигенции. С этого началось выселение и уничтожение более миллиона человек, предки которых жили в Малой Азии тысячи лет.
Этот трагический момент истории, который начал изучать в 30-е польский юрист Рафаэль Лемкин и которому после Холокоста евреев дал название Геноцид, еще остается объектом живой полемики. Век спустя, Турция продолжает отрицать факты. Анкара продолжает ставить под сомнение число жертв, спорить об обстоятельствах погромов и отрицает в этих действиях намерение истребления народа.
Хотя сегодня большинство специалистов сходятся на том, что сутью произошедшего был Геноцид, Турция делает вид, что не слышит этого. Ее правительства, одно за другим, объявляли предателями или иностранными агентами тех, кто поддерживал «армянскую ложь». В 2007 году турецко-армянский журналист Грант Динк, борец за признание и примирение, был убит у редакции своей газеты в Стамбуле националистом.
Хотя исполнителем Геноцида стала умирающая Османская империя, его считают первородным грехом современной Турции. Для Анкары признание поставит под сомнение «турецкость», царящую в отношениях государства с нацменьшинствами (курдами, евреями греками, алавитами) и в корне противоречащую основополагающим ценностям Европейского союза.
В последние годы, тысячи турецких интеллектуалов и защитников прав человека – в их числе Орхан Памук, Элиф Шафак, Танер Акчам и Ченгиз Актар, разбил официальное табу. Гасан Джемаль, известный журналист и внук одного из задумавших Геноцид, Джемаля Паши, сам просит о признании этого «позорного акта», как его назвал Кемаль Ататюрк, пока не начал политику забвения.
В прошлом году, президент Реджеп Тайип Эрдоган выразил «соболезнования внукам армян, убитых в 1915 году», и теперь отношение к обсуждениям о Геноциде стали более терпимыми. Но о пересмотре государственной политики отрицания речи не зашло. Эта политика продолжает господствовать во внешней политике Турции, политике борьбы с признанием Геноцида или наказанием за его отрицание.
Армянский вопрос заставляет государства выбирать между Realpolitik-ом и этикой международных отношений, становится испытанием на соответствие тем принципам, которые политики различных стран заявляют за собой.
Пока Геноцид признали около 20 стран. В Бельгии это сделал Сенат, в 1998 году. Но в целом армянский вопрос остается заложником и политческой конъюнктуры. Господствует жест Понтия Пилата, обещания, данные на избирательных кампаниях, нарушаются, а решения Европарламента или американского Конгресса забываются, чтобы не раздражать Анкару.
Некоторые оправдывают отказничество Анкары беспокойством об антитурецком расизме или столкновению между христианским и мусульманским миром. Остальные боятся усилять позиции противников евроинтеграции в Турции. Другие называют внешнее вмешательство в такой вопрос непродуктивным. Но чаще их причины прозаичнее: это страх отдалить от себя важного военного союзника и экономического партнера, а также, в том числе в Бельгии, потерять электорат турецкого происхождения.
Все эти аргументы оставляют без ответа вопросы, поднятые отрицанием. Они избегают императива правды. А значит, становятся сообщниками отрицания –еще одной формы процесса геноцида. Те, кто борются против этого в сегодняшней Турции – единственные истинные партнеры Европейского союза, если сам он действительно хочет бороться за универсальные ценности демократии и прав человека.
2015 год не станет легким. Недостаточно будет только объявить о нашей общей (бес)человечности. Придется занять линию фронта справедливости и памяти».
Источник: News.am