Здоров'я

Юрий Джоркаефф: Мечтаю возглавить сборную Армении

Юрий Джоркаефф

Я всегда буду с Арменией. Это то, что я делал, делаю и буду делать. Я женился по армянским обрядам, мои дети крестились в армянской церкви. Я очень горд тем, что я армянин. Легенда французского футбола, чемпион мира и Европы в составе сборной Франции, обладатель Кубка Кубков и Кубка UEFA, самый знаменитый армянский футболист в мировой истории Юрий Джоркаефф в эксклюзивном интервью с корреспондентом NEWS.am Верой Мартиросян рассказал о своей семье, любви к Армении, а также о мечте возглавить сборную Армении.

— Юрий, осенью Вы сказали, что собираетесь приехать в Армению на мероприятия в связи со 100-летней годовщиной Геноцида армян. Вы будете в Ереване 24 апреля?

У меня до сих пор не запланирован полноценный график, но я делаю все, чтобы быть 24 апреля в Ереване.

— Вы один из самых известных в мире армян. Всегда с гордостью рассказываете про Армению, но при этом Вы только наполовину армянин. Чем объясняете такое острое чувство патриотизма?

Я армянин по крови. Мои родители родились во Франции, но мои бабушка и дедушка из Армении. Я рос рядом с Лионом, там большая армянская диаспора. Мы росли в армянской среде, воспитывались в духе армянской философии и были очень счастливы. Мне всегда очень приятно говорить о моей родне. Я очень горд, что во мне течет армянская кровь и что родился я во Франции.

— Какие армянские традиции соблюдают в вашей семье?

У меня была армянская свадьба и венчался я в армянской церкви. Мои дети крещены в армянской церкви. Мы всегда старались сохранять традиции. Армянское национальное мышление дало мне силу достичь больших высот в жизни. Это очень важно для меня.

— Вы как-то сказали, что используете армянские слова и выражения в общении со своей семьей. Приведете примеры?

Когда дедушки и бабушки не стало, мы старались общаться на армянском языке. Моя мама очень хорошо владеет армянским.

Звучание армянской речи уносит меня в мое детство. Я понимаю по-армянски. Если Вы будете говорить медленно, я Вас пойму. Но когда кто-то быстро разговаривает, не все улавливаю.

— Вы впервые приехали в Армению в 1998 году со сборной Франции, а потом уже в 2011 году с президентом Николя Саркози. Какие у Вас были впечатления?

Это было потрясающе. Когда я приехал, все люди были так добры ко мне. Мне все говорили, что я — легенда. Я был потрясен! Чувствовал энергию армянского народа. Гулял по городу, люди подходили ко мне, обнимали, целовали, говорили, что очень горды тем, что я делаю и в своей карьере и для Армении. Я никогда не забуду это.

— Вы поддерживаете связь с армянскими общинами в США и во Франции?

Да, и во Франции и в Нью-Йорке, где я живу. Мои дети посещают армянский юношеский лагерь во Франции. Они также растут в армянской среде, как и я в свое время. Я всегда слежу за деятельностью диаспоры. Мы хотим поделиться своей историей со всеми.

— В этом году 100- летие Геноцида армян в Османской Турции.
Как Вы думаете, что-то изменится, или же после мероприятий все вернется в обычное русло?

На прошлой неделе Папа Римский в Ватикане говорил на весь мир о Геноциде армян. Важно и то, что есть очень много документов, подтверждающих Геноцид. Так многие люди сегодня уже имеют возможность узнать о том, что произошло с армянами в начале прошлого века в Турции.

Потребуется время, чтобы и сама Анкара признала Геноцид. Но главное, что остальной мир уже признает этот трагический факт, что важно для всей цивилизации.

— Армения находится в экономической блокаде. В 2009 Армения и Турция были близки к тому, чтобы открыть границы, если бы мы фактически забыли о Геноциде и пошли на уступки в вопросе Нагорного Карабаха. Как Вы думаете, как Армения может развиваться и двигаться вперед при таких условиях?

Мы всегда должны стоять на своем. 20 лет назад никто в Турции не произносил слово «геноцид», а сейчас молодое поколение уже говорит на эту тему. Многие люди в Турции понимают и признают, но если они хотят быть сильной нацией, надо признать свое прошлое и ошибки своих предков. Я уверен, в один день Турция обязательно признает Геноцид. Что касается экономической ситуации в Армении, то уверен, со временем все станет лучше. 100-летие Геноцида — сильный повод показать, что мы вместе с Арменией, и настало время Турции признать Геноцид.

Сейчас не время для политических дискуссий. Сейчас время памяти, мы отмечаем грустную дату. Важно, чтобы все страны и их руководители были рядом с Арменией.

— Говорят, что не надо связывать спорт с политикой. Но Вы не один раз выражали свое отношение к Турции посредством спорта. Впервые это случилось в 1994 году, когда забили гол в ворота «Галатасарая», после заявив, что это Ваш ответ на Геноцид, а в 2000 году отказались принять участие в товарищеском матче Турция-Франция. Все же считаете, что спорт имеет огромную силу?

Спорт — самый сильный способ объединить людей и посадить их за один стол. Если хотите решить какие-то вопросы между Арменией и Турцией – это футбол. Если за эти два часа будет спор, то только футбольный и только на поле. Мы должны думать больше о спорте. Сборная Армении — хороший посол в этом смысле. Когда Армения прекрасно сыграла в Дании, вспомним также матчи в Ирландии и Португалии, люди начали интересоваться, что это за страна такая – Армения.

Я сам отказался играть против Турции. Это был мой осознанный выбор, мой протест. Я хотел, чтобы не только я, но и все остальные люди задумались о том, почему это случилось с армянами. А повлиять на мышление людей может каждый армянин, каждый день делая что-то полезное в этом направлении.

— Если Ваш приезд состоится, Вы приедете с семьей?

К сожалению, нет. Я планировал приехать с ними, но не получилось. Мой старший сын был в Армении. Ездил в Нагорный Карабах. Вернулся к нам радостный и пропитанный армянской средой.

— Наша беседа не может не затронуть футбольную тему. Вы наверное знаете, что целая армия болельщиков мечтает, чтобы Вы однажды возглавили сборную Армении. Какие должны быть условия, чтобы Вы согласились?

Для меня мечта та же – в один прекрасный день возглавить сборную Армении по футболу. Но это не в моих руках. Если завтра у меня будет приглашение возглавить сборную Армении, я серьезно об этом подумаю.

— Вы сейчас заняты продвижением детского футбола в США. Думали над тем, чтобы заняться тренерской карьерой?

Да, я работаю в этом направлении.

— Следите за играми сборной Армении, кого выделите из сборной?

Да, слежу. Знаю Юру Мовсисяна. С ним встречался в США. Знаю Мхитаряна и еще одного, кто играет в Казахстане. У нас хорошие игроки. Сейчас есть хорошее поколение армянских футболистов. Надо это ценить. Армения — маленькая страна. Не всегда удается иметь талантливых футболистов. И мы не имеем право упускать возможности попадания на чемпионаты Европы или Мира.

— А кто лучший футболист современности?

Мне постоянно приходится выбирать между Месси и Роналду. Один день я думаю – Месси, в другой – Роналду.

— Что Вы желаете армянскому народу?

Я очень ценю и люблю свой народ. Хочу, чтобы Армения знала, она никогда не будет одна. Всегда буду рядом с армянским народом. Это то, что я хочу делать, что делал и всегда буду делать.

Вера Мартиросян

Источник: News.am

AnalitikaUA.net