Соціум

Польская газета – о родине Нарекаци: Бог не оставит этой земли

Григор Нарекаци

История Великой Армении, а особенно окрестностей озера Ван – одно большое предостережение. Об этом пишет Анджей Кернер, редактор польского католического издания Gosc Opolski, побывавший на родине Григора Нарекаци – в селении Нарек на берегу озера Ван. В своей статье, озаглавленной «Камень на камне», Кернер пишет:

«Я очень обрадовался, когда узнал, что Папа римский Франциск I провозгласит Григора Нарекаци доктором церкви.

Я был в Нареке. Сегодня это деревенька Емишлик на берегу большого озера Ван в юго-восточной Турции. Во времена св. Григория, в X веке, это был центр большого и процветающего Армянского царства – первой христианской страны.

Григорий из Нарека – святой, поэт, мистик — поминается церковью 27 февраля. С высоты суровых гор смотрел он на бескрайнее озеро Ван. Написал «Книгу скорбных песнопений» из 95 молитв, переведенную и на польский и изданную в серии «Живые отцы» в 1985 г. Это одно из лучших произведений армянской и христианской литературы, которое сравнивают с Давидовыми псалмами или Исповедью Святого Августина. Я постоянно возвращаюсь к этой книге, особенно в Великий Пост, читая эти поражающие искренностью строки. Считается, что писал он их в конце своей недолгой жизни в 50 с небольшим лет, уже тяжело больной, а по некоторым источникам – еще и переносивший обвинения братии в непокорности.

«Как дерева червями, ткани молью, изъеден я своей сердечной болью», — так писал святой, слова которого пережили века и теперь, спустя тысячу лет, получают признание папы римского.

«Книга скорбных песнопений» Нарекаци полна тревожных образов чувства собственной слабости. Как странно, что он писал это в дни, когда Армения, ее монастыри и храмы переживали времена высшего расцвета. А у него – ни капли торжества, самоуспокоенности. Вместо этого – глубоко пережитое чувство того, кто есть на самом деле человек, несмотря на все свои достижения.

История Великой Армении, а особенно окрестностей озера Ван – одно большое предостережение. В один миг все может обратиться в ничто. Не останется камня на камне от ошеломляющих памятников архитектуры, рассыплются прекрасные орнаментов и узорные хачкары. Ровно сто лет назад на этой земле начался Геноцид армян.

От сотен армянских храмов в восточной Турции остались только развалины, а в большинстве не осталось буквально ничего. За исключением одного лишь храма Святого Креста на острове Акдамар (в тексте – турецкий вариант названия Ахтамар — ред), отреставрированного турецкими властями, но без креста на куполе.

Иду по горам вокруг озера Ван, вижу развалины когда-то прекрасных строений… Это останется одним из самых ярких моих воспоминаний. А особенно – минута, когда мы спускались с курдским пастухом и стадом его овец вниз по склону от церкви Св. Фомы. Перед нами раскинулось голубое озеро, вокруг – зеленеющие склоны гор, а вдали, на том берегу озера, заснеженный вулкан. И вдруг над нами вспыхнула радуга.

На развалинах христианской земли, где от Храма остались только прекрасные камни, мы чувствовали – так, как редко почувствуешь – что Бог не оставил эту землю.

Эти мысли часто приходят ко мне, когда мы в Ополе по привычке печалимся о состоянии церквей в нашей стране. Может, через сто лет от них ничего не останется… Может и так, но Бог не оставит нашей земли».

Источник: News.am

AnalitikaUA.net