Карл Эмиль Фогт: Нансен – реальный друг армянского народа
Норвежский историк, нансенист Карл Эмиль Фогт опечален позицией своей страны по вопросу Геноцида армян. «Арменпресс» представляет эксклюзивное интервью с биографом великого гуманиста Карлом Карл Эмиль Фогтом, в котором говорится о позиции Норвегии по вопросу Геноцида армян, о наследии Нансена и необходимости международного признания Геноцида армян к 100-летию этой трагедии.
— Зная об активности Нансена в вопросе спасения армянских беженцев в годы Геноцида, как вы оцениваете позицию Норвегии по вопросу Геноцида армян?
— Скандинавский сосед Норвегии – Швеция, официально признала Геноцид армян, однако Норвегия этого не сделала. Двусмысленность в этом вопросе, конечно, связана с членством Норвегии в НАТО. Турция – союзник Норвегии, активно препятствует применению термина «геноцид»; Норвегия избегает сделать это. Я осмысленно применил это слово в 2011 году во время выставки в Нобелевском центре в Осло, посвященной 150-летию Нансена. Посол Турции заявил официальный протест, на что так и не было ответа. Тем не менее, некоторые страны-члены НАТО признали Геноцид армян.
— Хорвегия породила великого гуманиста Нансена. Не думаете ли вы, что, не принимая Геноцид, она грешит против его памяти?
— На самом деле, Норвегия заняла позицию, свойственную многим странам: они не применяют термина «геноцид»; я уверен, что это ошибка.
— Вы изучали деятельность Нансена. Какие случаи вы бы выделили относительно его работы с армянскими беженцами?
— Нансен – реальный друг армянского народа. Он знал об уничтожении христиан, особенно, армян и греков, в Османской империи с самого начала. Как комиссар по делам беженцев Лиги наций, он видел страдания армян. С 1925 года, когда он по должности прибыл в Советдскю Армению, он стал адептом армянского вопроса. Он видел разрушенные села, ему рассказали об ужасах происходившего, все это навсегда изменило его, и он посвятил оставшиеся годы борьбе армян.
— Как вы думаете, в качестве ученого, поднять осведомленность будущих поколений о Геноциде армян?
— Когда меня спрашивают, так ли необходимо применять термин «геноцид», я призываю их делать это. Я рассказываю им, что это не дискутабельный вопрос, это факт, который отрицают только власти Турции. Я применяю его по каждому поводу, пытаясь распространить информацию как можно шире.
— К чему вы призовете Норвегию, Турцию и международное сообщество в преддверии 100-летия Геноцида арямн?
— Время, чтобы Норвегия и другие страны официально признали Геноцид армян, так как это уже сделали Франция, Канада, Швеция, Польша, Литва и другие страны. Турция должна признать исторический факт и прекратить преследования людей, которые выражают свое мнение по вопросу.
— Планируете ли выпосетить Армению?
— Я побывал в Армении в 1999 году и был очень воодушевлен тем, что простые армяне помнят Нансена. Армения – великолепная страна, с богатой культурой, я бы хоте; сюда вернуться. Образ Арарата, видимый из Еревана, всегда со мной.
Интервью Аракс Касьян
Источник: Armenpress