Энергетические проекты Армении и Ирана потребуют корректировки — Джрбашян
Позиция Армении по реализации совместных с Ираном энергетических проектов может потребовать корректировки, связанной с решением иранской ядерной проблемы, считает президент Совета директоров Американской торговой палаты в Армении (AmCham) Тигран Джрбашян.
Иран и «шестерка» международных посредников достигли 14 июля соглашения об урегулировании иранской ядерной проблемы. По итогам переговоров был принят совместный план действий, после выполнения которого с Ирана будут сняты введенные против него экономические и финансовые санкции.
«Вопрос, связанный с использованием тепловой станции, который был еще одной моделью сотрудничества между нашими странами в условиях санкций, станет менее привлекательным, потому что, в принципе это были технологии, которые Ирану не давались», — сказл Джрбашян в интервью агентству «АРКА.
После отмены санкций и ослабления давления на Иран может исчезнуть целесообразность строительства теплостанции не в Иране, а в Армении.
«Раньше логика, аргументирующая целесообразность строительства теплостанции не в Иране, а в Армении, была связана с запретом на представление ИРИ соответствующих технологий. В ближайшие годы этот запрет будет снят», — сказал Джрбашян.
Следовательно, по его словам, в этом смысле здесь могут появиться риски. «Энергетические проекты, связанные с обменом электричества на газ, были действенны только в условиях изоляции Ирана», — отметил эксперт.
Он напомнил, что Иран производит больше электроэнергии на душу населения, чем Армения. К примеру, в 2012 году этот показатель в Армении составлял около 1.2 тонны в нефтяном эквиваленте, а в Иране – 2.8 тонн, то есть более чем в два раза больше.
«По всем показателям Иран намного более энергообеспеченная страна, чем Армения. Единственным смыслом существования проекта «газ в обмен на электричество» был вопрос технологий. Японские газотурбины с высоким КПД были для Ирана под запретом, но теперь мотивация в таком отказе исчезнет», — добавил Джрбашян, отметив, что санкции будут сниматься постепенно, и этой ситуацией нужно воспользоваться.
«Возможно, придется пересмотреть нашу позицию по реализации совместных энергетических проектов с учетом возможности совместного выхода в третьи страны», — подчеркнул он.
В 2004 году правительство Армении инициировало строительство газопровода Иран-Армения с целью расширения ресурсной базы поставок природного газа в страну и создания второго технологического входа в республику. Газопровод был открыт в 2007 году.
Иранский газ перерабатывается в электроэнергию, предназначенную только для экспорта в Иран из расчета 3 кВт.ч за 1 кубометр природного газа.
Соглашение предусматривает, что в течение 20 лет Иран поставит Армении 36 млрд. куб.м природного газа с возможным увеличением срока действия договора на пять лет и общего объема поставок газа до 47 млрд. куб.м.
Источник: Арка