Армянский психолог: южане не имеют склонности к «осенней депрессии»
“Осенняя депрессия” – это надуманное понятие, которое не характерно для таких южных народов, как армяне, сказал в Международном пресс-центре «Sputnik-Армения» заведующий кафедрой общей психологии ЕГУ, доктор психологических наук, профессор Грант Аванесян.
“Понятие “осенняя депрессия”, или хандра – это надуманный термин, который имеет маркетинговое происхождение и в основном нацелен на молодежь, ведь именно для нее рекламируются всевозможные дорогие препараты, якобы способные спасти от депрессивного состояния. Однако Армения — не та страна, где подобные понятия уместны”, — отметил он, добавив, что этой проблеме не следует уделять слишком много внимания.
Аванесян напомнил, что еще несколько лет назад он призывал СМИ не акцентироваться на такие темы — как “весенняя”, “зимняя”, или “осенняя” хандра, так как эта проблема не так глубока, как ее пытаются представить.
“Термин “осенняя депрессия” придуман на севере, где лето длится всего 20-25 дней, и у них есть серьезные причины для хандры, тогда как мы живем в другом регионе и недостатка в солнце и тепле не ощущаем. Наша осень приносит много радости, в частности, это праздник урожая, мы называем ее “золотая осень”, — добавил он.
Аванесян заметил, что легкое депрессивное состояние может возникнуть у любого человека и здесь очень важно понять, что происходит на самом деле, попытаться посредством бесед, общения вывести его из меланхоличного душевного состояния. Причем, огромную роль играет фактор самовнушения, важно, чтобы человек не замкнулся, а имел возможность поделиться своими проблемами.
Для преодоления состояния депрессии Аванесян в первую очередь советует активнее общаться с людьми. “Общение с родными, друзьями позволяет объективно посмотреть на собственную проблему, смириться с ней или, наоборот, бороться и работать над собой”, — отметил он.
Психолог считает, что армянам скорее свойственны панические страхи, например, “первый дождь, первый снег”. “Жара нас смущает, хотя лето должно быть жарким, забыли зонтик, нет такси — все это вызывает у нас панику”, — отметил психолог.
Что касается постотпускного синдрома, то психолог подчеркнул, что у этого понятия также могут быть две разные стороны в зависимости от подхода.
“Можно сказать, что трудно приступить к работе после отдыха, что не хочется утром рано вставать. Но есть и другой подход — можно просто порадоваться тому, что ты снова можешь заняться полезным делом, что у тебя появятся новые возможности для самовыражения и самореализации. Надо правильно настроиться, и все будет хорошо”, — заметил Аванесян.