Томас де Ваал: Азербайджан противится более широким полномочиям по контролю за прекращением огня
AnalitikaUA.net. Со значительными сокращениями приводим статью британского журналиста, старшего научного сотрудника по Кавказу в Фонде Карнеги за международный мир Томаса де Ваала, опубликованную на сайте Московского Центра Карнеги:
В то время как эпизоды массового насилия захватили наше внимание в Сирии, Ираке или в последнее время на Украине, легко забыть медленно, но устойчиво растущий список жертв конфликта, который иногда ошибочно называют «замороженным».
На этой неделе исполнилось 20 лет со дня подписания 12 мая 1994 года при посредничестве России соглашения о прекращении огня, которое остановило войну за Нагорный Карабах. Военные действия приостановились, армяне обеспечили де-факто победу на этой земле, и была проведена примерно 260-километровая линия фронта через территорию, которая на международном уровне рассматривается как территория Азербайджана. Без миротворческих сил вступил в силу «саморегулирующийся режим прекращения огня». С тех пор карабахская линия соприкосновения, как ее называют, превратилась в боевую зону эпохи Первой мировой войны: окопы иногда расположены менее чем в 100 метрах друг от друга, а соглашение о прекращении огня нарушается с мрачной регулярностью.
Смерти на линии трудно регистрировать и проверять в значительной степени потому, что всего лишь шесть международных наблюдателей от ОБСЕ охватывают линию фронта. В своем выступлении в Фонде Карнеги на прошлой неделе американский посредник в карабахских переговорах Джеймс Уорлик подчеркнул, что у ОБСЕ должно быть сильное присутствие на местах, чтобы число жертв сократилось. По его словам, у наблюдателей в настоящее время «нет ни мандата, ни ресурсов для того, чтобы положить конец частой гибели людей или даже установить ответственность».
Азербайджан традиционно противится более широким полномочиям по контролю за прекращением огня на том основании, что это только «нормализует» статус-кво, который ему не нравится. Хотя Баку не выражает это именно такими формулировками, он как проигравшая сторона в конфликте рассматривает свою способность дестабилизировать линию соприкосновения как редкий рычажок воздействия на армян.
Источник: News.am