The Huffington Post: Преследование езидов и история армян Муса-Дага
Приводим опубликованную в «The Huffington Post» статью адъюнкт-профессора еврейской истории в Университете Ешива в Нью-Йорке Джесса Олсона со значительными сокращениями:
Кризис, с которым столкнулось малоизвестное религиозное меньшинство – езиды в Северном Ираке, привлек внимание западных гуманистов. Их капитуляция перед их преследователями, силами «Исламского государства Ирака и Леванта», чья строгая интерпретация ислама относит езидов к политеистам, будет означать физическое уничтожение. Чтобы спастись, тысячи этих людей, исповедующих малоизвестную веру, которые жили в регионе Ниневии на протяжении многих столетий, расположились лагерем на пустынной вершине горы Синджар, отчаянно надеясь на помощь иностранной державы.
Удивительно похожая история была рассказана чуть более восьмидесяти лет назад немецкоязычным еврейским писателем Францем Верфелем в его романе-бестселлере «Сорок дней Муса-Дага». Практически неизвестный сегодня 900-страничный роман получил широкое распространение, как только появился. Вдохновением Верфеля стало небольшое событие во время антиармянских зверств Турции в ходе Первой мировой войны. В июне 1915 года, получив известие о массовой высылке и убийствах, жители шести армянских христианских деревень на побережье Средиземного моря собрали свои пожитки и оружие и убежали на вершину Муса-Дага, в горную местность на побережье Средиземного моря, чтобы спастись от приближающихся турок. Лидер восстания Мовсес Тер-Галустян, по-европейски образованный армянский джентльмен, сплотил дух сельчан, отразил нападения на их крепость, пока, находясь на грани капитуляции, они не были спасены проходившим мимо французским военным кораблем.
Как показывает сага езидов, произведение Верфеля актуально и сейчас. Роман «Сорок дней Муса-Дага» поднимает фундаментальные вопросы о нравственном долге современного человека. Когда такое зло, как преследования, поднимает голову с таким неизмеримым ужасом, что же мы делаем? Как мы реагируем? По мнению Верфеля, тот, для кого нравственность драгоценна, должен потребовать немедленного вмешательства и спасения. Время имеет существенное значение: если мы колеблемся, мы подвергаем себя моральной опасности.
Источник: News.am