Соціум

Командир эскадрильи: Для Армении авиация, тем более военная – должна быть всем

ВертолетыAnalitikaUA.net. Недалеко от Еревана, в Котайкской области, находится аэродром Арзни. За десятки лет его существования жители окрестных поселков привыкли к жужжанию моторов самолетов и вертолетов, учебным полетам и прыжкам с парашютом. Здесь же располагается учебно-авиационная эскадрилья ВВС Армении.

О деятельности эскадрильи, учебном процессе и некоторых тонкостях профессии летчика-инструктора с читателями NEWS.am поделился ее командир, пилот с более чем 25-летним стажем подполковник Артур Акопян.

Эскадрилья создана на базе Ереванского аэроклуба. Сам Артур Акопян служит в эскадрилье уже более двух десятков лет, от обыкновенного летчика-инструктора дослужившись до должности командира части.

В Арзни тренируются курсанты Авиационного института имени маршала Арменака Хамперянца. Обучение проводится на спортивно-тренировочных самолетах Як-52 и вертолетах Ми-2. Занятия идут с марта по август. Сначала курсанты проходят наземную подготовку, потом приступают к практике. Курсанты распределяются по группам, и летчики-инструктора начинают с ними работать, и на земле, и в воздухе.

«Инструктор вкладывает все силы и способности в обучение курсантов, чтобы получить тот результат, который мы хотим видеть, и который нам нужен. Это будущие пилоты ВВС Армении. На сегодняшний день, за 20 лет работы эскадрильи, около 80% летного состава — это наши выпускники. Без ложной скромности можно утверждать, что по уровню подготовки это асы. Вообще со времен СССР армянские летчики всегда ценились, как в военной, так и гражданской авиации».

На практику курсанты Авиационного института приходят со второго курса. «Вертолетчики до конца обучения практику проходят у нас. Обучение пилотов самолетов несколько отличается – два последних года обучения проходят в другой летной части».

На летное отделение института каждый год регистрируется очень большой конкурс. Но не всем дано быть летчиком.

«Бывает, что не дано Богом. Такие парни отсеиваются. Можно сказать, идет естественный отбор. У каждого человека есть одаренность к чему-то, к какой-то определенной профессии. В нашей профессии у человека должна быть задоринка, искорка. Которую нужно разжечь. Чтобы любил небо, любил полеты, чтобы от этого не только получал удовольствие, но и КПД было на достаточно высоком уровне».

Причин, почему отсеиваются, много. Есть и такие, кто переоценивает свои возможности. «Иногда бывает, что парень чересчур уверен в себе. Это неправильно. Профессия летчика деликатная, тонкая, с которой нужно только на «Вы» — до пенсии! Кроме того, мы обязательно учитываем моральные, человеческие качества. Сложно определить, но не первый год работаем. Можно сказать, глаз наметанный. В авиации должна оставаться только элита, без кавычек».

Деликатный вопрос — женщины в авиации. Пока что в летном составе представительниц слабого пола нет, но в перспективе все возможно.

«Я бы не сказал что отношусь отрицательно к понятию женщина-пилот…Но и не сказал бы, что положительно. Какие-то параллельные эмоции. Когда я учился в училище, со мной учились девушки. У них была отдельная группа из шести человек. Они тоже стали летчиками-инструкторами, и довольно хорошими специалистами. В России и сейчас есть спортсменки высшего класса».

Тем более, в истории армянской авиации было много женщин-пилотов. «В Советской Армении в аэроклубе занималось много девушек. Это сейчас как-то пошло разделение – можно, нельзя».

Что чувствует инструктор, когда в первый раз садится в самолет с новичком? «Беспокойства нет. Для меня кабина самолета мой рабочий кабинет. Курсант, которого я учу. Меня учили учить, неважно, новичок он или летчик-инструктор. В прошлом бытовал такой подход – не сообщать все нюансы, изюминки фигуры пилотажа. Сейчас этого нет. Все, что есть, все, что умею, отдаю инструкторам. Потому что смену надо готовить».

Будет ли смена достойной? «Мы работаем над этим. Сегодня курсанты демонстрируют очень высокий уровень. Если в двух словах, то можно сказать — бойся, враг! Но мы стремимся к дальнейшему совершенствованию. Для Армении авиация, тем более военная – должна быть всем. Авиация должна постоянно расти, и в технике, и в качестве пилотов. К чему и стремимся».

Командир эскадрильи разделяет мнение о необходимости возрождения в стране аэроклубов. «Раньше аэроклубы готовили курсантов ранних возрастов. Я свой первый самостоятельный полет совершил в 16 лет. Скажем так, это была кузница кадров для училищ. Масштабы нашей страны невелики, но и нам это по плечу. Естественный отбор, о котором я говорил, мог бы происходить на этапе клуба. Параллельно повысится эффективность работы инструкторов с будущими курсантами, ведь гораздо больше результат, когда у курсанта есть база, чем начинать с нуля».

Нужно ли военной авиации публичное внимание, организация авиационных шоу? «Для страны авиация дорогое удовольствие. Тем не менее, публичное внимание, показательные выступления, шоу нужны. Народ воочию должен видеть результаты».

Мариам Левина

Источник: News.am