Forbes: Необузданный хаос 1915 года травмировал все последующие поколения армян
AnalitikaUA.net. Приводим опубликованную в журнале «Forbes» статью потомка переживших Геноцид армян, выпускника Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джано Богосяна со значительными сокращениями:
Апрель 2014 года ознаменовал 99-ю годовщину начала одного из величайших преступлений против человечности. Только в 20-м веке более 100 млн. человек погибли от войны и геноцида. Что же делает жизни 1,5 млн. армян более значительными? Пережитое армянами и обычно, и уникально. Армянская история – часть истории человечества, таким образом, армянский опыт необходимо помнить как значительную часть человеческого опыта.
Армянский опыт находит параллели с борьбой угнетенных меньшинств и граждан второго сорта в больших традиционных обществах. На протяжении поколений турецкий правящий класс поддерживал социальное равновесие, пока их власть не стала оспариваться. В то время как социальная инфраструктура ломалась, меньшинства искали равенства, а правящий класс искал козла отпущения. Друзья и соседи, жившие мирно в течение нескольких поколений, вдруг вышли друг против друга. Идея национального государства, управляемого одной партией, в конечном итоге породила ксенофобский национализм. Чиновники начали признавать, что их предыдущие преступления остались безнаказанными, и наметили дальнейшие злодеяния. Армяне были убиты в Хамидийской и Аданской резне, евреи пережили антисемитские законы и «Хрустальную ночь», а тутси в Руанде начали вооружать гражданских лиц мачете. Преступники предпочитали сильное однородное национальное государство многонациональной империи, а те, кто не принадлежали и оспаривали власть, столкнулись с фатальными последствиями.
Прикрытие крупными международными конфликтами предоставило возможность таким, как младотурки, нацисты, красные кхмеры и другие, осуществить свои планы без резонанса, зная, что никто не будет вмешиваться. В этом смысле армянский опыт служит прототипом для современных геноцидов, но этот термин не может по-настоящему описать хаос 1915 года.
Конвенция о геноциде Организации Объединенных Наций перечисляет пять критериев, которые составляют геноцид. Убедительно то, что армянский народ подвергся всем пяти. Однако эти критерии не учитывают последствия геноцида. Переживший Холокост Эли Визель описывает восемь этапов геноцида: классификация, символизации, дегуманизация, организация, поляризация, подготовка, истребление и отрицание. Отрицание – это продолжение геноцида, но даже термин «геноцид» не может полностью охватить такую катастрофу. Французско-армянский писатель Марк Нишанян утверждает, что попытки предметно описать «геноцид», то есть придать смысл тому, что не поддается определению, делают банальным присущий ему хаос, который сопровождает это событие.
«Геноцид» не может охватить всю совокупность боли, причиненной режимом младотурок. Термин неадекватен для описания попытки уничтожения исторического народа, а также травмы, унаследованной группой пострадавших, которая постоянно подпитывается отрицанием. «Геноцид» не может передать значение принудительной высылки, потери 3000-летней древней родины, истребления мощной интеллигенции и попытки уничтожения богатой культуры. «Геноцид» неадекватен, поскольку это слово не может восстановить справедливость в отношении земель, имущества и богатства армян, переданных современной Турции. «Геноцид» не охватывает попытки отрицающего правительства переписать историю, которое передает ложь и фальсификацию истории человечества молодому поколению. «Геноцид» не изображает трудный путь к примирению, репарациям и искуплению.
Это не игра слов и не вопрос политики. Необузданный хаос 1915 года травмировал все последующие поколения армян как на оставшейся небольшой родине, так и далеко в диаспоре. Группы жертв нуждаются не в оправдании памяти, а в справедливости.
Источник: News.am